Наталья Кайдалова • Газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, от 21 января 1992 года • 21.01.1992

Абсурд становится реальностью. Премьера в театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 15

…В некотором царстве, в некотором государстве… вне пространства и времени умирает Король Беранже Первый. И для него это полная неожиданность. То ли природа так внезапно распорядилась, то ли это «государственная необходимость», как вежливо разъясняют королю придворные, только надо прощаться с жизнью, хочешь или нет. Все равно в королевстве дела пришли в полный упадок.

Автор пьесы «Король умирает» Эжен Ионеско относил ее к «произведениям без формулы». Драма о жизни и смерти может быть прочитана в духе театра абсурда. Но то, что в 60-е годы, когда пьеса была написана, читалось как абсурд, на пороге нового тысячелетия стало  дурной, как сон, непонятной, страшной, как конец света, реальностью.
Эту достаточно метафорически-отвлеченную пьесу, типичную для «антитеатра», поставил в Театре на Юго-Западе Валерий Белякович. Он же является и исполнителе главной роли Короля Беранже Первого, в несчастной державе которого все войны проиграны, поля опустошены, водоемы заражены, отопление не работает, с неба сыплются кислотные дожди, а весна ушла в другие страны.
Новый спектакль Валерия Беляковича - о распаде государства и общества. Так распорядилось время- каждая фраза и реплика в пьесе злободневна. Но тот же спектакль и игра самого Беляковича поднимают более глубокий пласт драмы Ионеско.
Сквозь фарсовость ситуации, когда все рушится и падает не только король-государство, но умирает и просто человек, который вчера еще был живой, здоровый и веселый. На протяжении всего спектакля Валерий Белякович играет смертный путь, ужасающий и естественный. Проходя этим путем, Король заново учится понимать жизнь, счастье каждого ее мгновения, ценность каждого дыхания как великого, так и ничтожно малого.
На фоне рухнувшей империи с ее некогда великими достижениями и завоеваниями, что может значить повесть о рыжей кошке, которая в прежнюю безмятежную бытность жила в королевстве, радовала всех своим ласковым нравом, а потом погибла от собачьих клыков… Умирающий Король вспоминает о ней как о чем-то сущностном, что остается в результате многих как дельных, так и пустых человеческих усилий перед лицом смерти. Эта тема очень сильно звучит в спектакле.
Каждый человек – маленькая вселенная. И с его смертью умирает и она, кончается свет. В своей неподготовленности к этому великому событию человек и весь мир могут быть смешны и жалки. Король Беранже в своем великолепном рубище выглядит и шутовски, и трагически.
Спектакль балансирует на грани клоунады и высокой трагедии, и актеры, наполняя жизнью образы-символы Ионеско, не дают забыть, что все происходящее – театр, игра, и история свертывается в комок невзаправду, потому что хоть действительность и страшна, но «в жизни все не так безнадежно как в снах». Непререкаемая Королева Маргарита (Л. Уромова), нежная Мария (Т. Кудряшова), дотошный рассудительный Доктор-палач (А. Ванин), преданный Страж (В. Афанасьев), отчаянно-жизнестойкая служанка Джульетта (И. Бочоришвили), разыгрывая театральный Апокалипсис, составляют достойный ансамбль, составляют достойный ансамбль, поддерживающий и с разных позиций трактующий жизнь и смерть героя и его роль в истории. В финале эта роль «отливается в монумент», встающий на месте былах страданий и былого величия.

Наталья Кайдалова • Газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, от 21 января 1992 года • 21.01.1992