М.Эу • «Тропарево плюс Никулино», №11 (24), 1999 г. • 01.11.1999

Чехов цвета хаки

Главная / Пресса / Сезон 23

Театр на Юго-Западе вступил в свой 23-й сезон, который открылся спектаклем «На дне». Главный режиссер Валерий Белякович и актеры театра все лето трудились, не покладая рук.  И вот результат: в новом сезоне зрители увидят на сцене театра пять новых спектаклей.

Впервые за его историю репертуар Театра на  Юго-Западе пополнился пьесами  «главного» драматурга нашего столетия – А.П. Чехова. До сих пор в нем был представлен только Чехов-новеллист: веселый и умный спектакль «Старые грехи» знаком все постоянным зрителям театра. И вот «Три сестры» и «Чайка» - два, казалось бы, вполне «заигранных» шедевра русской классики. Но, зная творческую манеру режиссера и актеров, нетрудно предположить, что и на этот раз они удивят зрителей неожиданным и ошеломляющим открытием до боли знакомых образов. В Театре на Юго-Западе не терпят стереотипных решений, творческая мысль бьется в направлении будущего века. «Три сестры» будут уже «последними сестрами» века уходящего, как шутит режиссер.  Открываются новые страницы сценической истории пьесы. Страницы в своем роде уникальные.

«Классная дама» Ольга – в военном комбинезоне, Маша – в длинном черном платье, Ирина одета почти как девочка: в шортики и беретик. Но не думайте, что вам предложат  несъедобное «модернизированное» варево. Просто приехали военные, цвет земли русской (тогда), что взбудоражило весь уездный городок. Вот и лежит отблеск их присутствия цветными пятнами мундиров на всем и на всех, кто ни есть в доме. Герои по очереди подсаживаются к роялю, играют протяженные мелодии, рассуждают о самых больных и неразрешаемых вопросах жизни.  В. Гришечкин в роли Прозорова и А. Ванин в роли Тузенбаха блеснут новыми гранями своего таланта для всех, кто их знает и любит. В. Афанасьев сыграет Вершинина, С. Белякович – Кулыгина, А. Наумов – Соленого. Обо всех актерах и о каждой из «сестер» надо написать отдельно, но скажем только, что роль Ирины в исполнении Карины Дымонт  обещает стать одной из лучших актерских работ наступающего сезона.

Гротеск и сатира всегда уживаются в спектаклях театра с пронзительным лиризмом. Пьеса одного из новых авторов театра В. Сорокина неспроста вписалась в репертуар. «Ненормативную» лексику и особо пристальное внимание драматурга к теневым сторонам жизни режиссер преображает во взволнованный рассказ о юных душах, подвергающихся сегодня распаду. Спектакль «Dostoevsky-Trip» («Достоевский- трип») заставит многих зрителей, в том числе и молодых, задуматься о «дорогах, которые мы выбираем», ужаснуться и оплакивать участь ребят, ловящих кайф в наркотическом «путешествии».

Могут спросить, а причем тут Достоевский?  Драматург иронически намекает: разве искусство не опьяняет, как наркотик? А жизнь без хорошей литературы разве нельзя приравнять к страданию? Вот и вклиниваются в жизнь персонажей  страницы романа Достоевского «Идиот», и роль Настасью Филипповны играет Карина Дымонт, а князя Мышкина – Егор Дронов.

Художественный руководитель театра не является сторонником социальных решений драматургических конфликтов. Он предпочитает искать пути, на которых люди сами распоряжаются своей судьбой. Спектакль «Братья», поставленный по мотивам пьесы С. Мрожека «Эмигранты», можно считать своего рода попыткой выяснения глубинных связей между людьми, в данном случае между братьями, причин их вечного антагонизма, отношения к несению своего братского креста.  Проблемы эмиграции, жизни в изгнании, ностальгия по родине и даже свободы, подлинной или мнимой, являются поводом для разговоров героев о чем-то еще более сокровенном… Кто прав из братьев: политэмигран, интеллектуал, считающий, что цель  жизни – ежеминутное «выдавливание из себя раба», или работяга, единственным стремлением которого является возвращение домой с заработанными деньгами, чтобы семья смогла «зажить по-человечески»? И тот, и другой в одном безумном порыве освобождается каждый от своего «рабства»: в вентиляционный люк небоскреба летят денежки одного, а вслед за ними и заветная рукопись другого. «Идеального рабства не существует» - вот жизнеутверждающая философия спектакля. И для того чтобы все получилась как нельзя более достоверно, роли в этом спектакле исполняют два брата Валерий и Сергей Беляковичи, режиссер и ведущий актер театра. 

Премьерой сезона станет и новая режиссерская версия спектакля «Калигула» по пьесе А. Камю. Она имеет мало что общего с постановкой 1989 года. Роль римского диктатора и философа-утописта Калигулы исполняет молодой, но очень талантливый актер Олег Леушин.

Только три премьеры из названных здесь состоятся в сентябре. Об остальных будет объявлено позже.

В самом начале октября на сцену Театра на Юго-Западе выпорхнула наконец чеховская «Чайка». Постановку не похожа ни на одну из уже виденных мною. Чехов написал пьесу о людях искусства, одни из которых являются истинными талантами, а другие лишь пытаются изобразить собственную одаренность. Вот и не находит в себе покоя искренний и честный Треплев (А. Задохин), стремящийся избежать банальности и рутины в творчестве. А Заречная (К. Дымонт), блуждая по лабиринтам еще не изведанной ею жизни, ищет среди известных ей людей проводников в иные миры, но вдруг обнаруживает, что они такие же, как все.

Пример существования в своем замкнутом внутреннем мирке демонстрирует нам Тригорин (И. Китаев), равнодушный почти ко всем проявлениям внешнего мира, кроме красоты природных пейзажей.  Одновременно мы видим Машу (И. Барышева), живую и страдающую, но не отказывающуюся от своей неистребимой, безнадежной любви.

Спектакль раскрывает для нас целую галерею образов: удивительной глубины души, не сумевшие достичь успеха и избалованные комфортом люди, беспомощные перед лицом элементарных жизненных проблем.

М.Эу • «Тропарево плюс Никулино», №11 (24), 1999 г. • 01.11.1999