Тина Лучина • Живой Журнал • 26.06.2023

Человек жив, пока жива память о нем.

Главная / Пресса / Сезон 46

Я думала, что я одна такая трепетная. Мне было больно, печально и горько видеть происходящее. Слёзы текли по щекам как не старалась их сдерживать. Люди, бывшие рядом, так же как и я, сначала стеснительно потирали ресницы, затем щёки и через какое-то время слышался громкий всхлип. Даже у мужчин.

Не надо, не надо ходить людям категории «всепропало» и «кудыбечь» в Театр на Юго-Западе! Ни в коем случае! Оставьте искусство людям с душами и совестью. Оставьте его тем, у кого есть память! Кто имеет совесть не предавать предков! Хотя нет! Я не права! Этот спектакль обязателен к просмотру в школьной программе! И книга обязательна к прочтению! Их непременно нужно читать и видеть!

Так сложилось, что фильмов о войне я старательно избегаю. Избегаю, сохраняя свою нервную систему в хоть каком-то подобие нормы. «В бой идут одни старики» — отдельная песня. С удовольствием смотрю «Офицеры» с Василием Семёновичем Лановым. Это фильмы хоть и о войне, но они ... они о людских судьбах в добром ключе. А вот «Зори тут тихие» смотреть не могу. Пары минут хватает, чтобы начались всхлипывания.

Рувим Свицкий. Человек с золотыми пальцами, золотыми ушами и золотым сердцем. Вы можете иметь своё мнение, но оно неверное. ( Так написано в программке) Андрей Санников.

 И что я делаю совершенно осознанно? Правильно — иду в Театр на Юго-Западе. А театр ко дню Памяти и Скорби, 22 июня, выпускает на подмостки премьеру «В списках не значился». Для многих это название ничего не скажет, но это не пропаганда, как сказала одна дамочка, это реальное бытие наших бабушек и дедушек. Это для ЛЮДЕЙ нужное. Для тех, кто забыл, кому и чем обязан. Для юных, которые идут уже даже не за нами — им надо перетряхнуть мирок!

Выходя из зала Юго-Запада обычно публика бурно обсуждает, смеётся и цитирует. В этот раз все кто курит — закурили, руки подрагивают. Смеха не слышно. У дам подпорчен макияж.

«…я вам не скажу за всю Одессу…», но для меня и моей подруги-коллеги Ольги Бобковой, чьи фотографии в этом рассказе, это было, нет, не шоком, но потрясением! Мы не забыли своих дедов, мы помним, как они замолкали при вопросе о войне, но нам не хотелось разговаривать! Мы не хотели говорить. Да и не могли. Ком в горле не давал.

Каждый раз, покидая стены театра, мы думаем как. Как им это удаётся?! В камерном зале, со сценой фактически без декораций, сделать так что бы душу вытряхнуло, перевернуло и эмоции были доведены до предела?!

Мирра. Которую никто никогда не целовал. Анна Рыкова

В этот раз не простая вещь. Это комедия проста к восприятию зрителем, а здесь сердце на молекулы рвёт от эмоций !

Начало спектакля приводит в недоумение. Оно такое, как бы это поточнее назвать, плакатное что ли, бравурное. Недоумеваешь что за эпатаж? Но действие не ждёт когда ты поймёшь — бежит дальше.

 И вот звучат знакомые нотки слишком приподнятого настроения, балагурства и счастья осознания входа во взрослость в словах «Айда разлагаться», у сослуживца главного героя, так же только что получившего два ромба на нашивки, в исполнении Михмель Игоря, и ты улыбаешься.

Артиллеристы они такие — весельчаки, балагуры и сорвиголовы. Наш герой, пограничник, куда как более скромен в эмоциях. Он правильный мальчик, напитанный комсомольскими идеологиями и маминой заботой. Наивен, добр и чист. Совсем не геройский типаж.

Тоже Коля. Лейтенант Артиллерист. Игорь Михмель. / Коля Плужников. Лейтенант, Командир Рабочей Красной Армии в исполнении Степашина Игоря

 А для того чтобы отбросить детскость и наивность потребовалось всего половина ночи. Самой короткой ночи в году. 

 Для постановки Лакомкин Максим Валерьевич взял книгу Бориса Васильева, основанную на событиях 1941 года.  Немного изменений для литературности книги,  но ведь это не важно. Важно иное: как артисты театра всё это пережили и дали возможность пережить нам.  

Сальников Пётр У которого вся деревня — Сальниковы. И которого Ленка ждёт в семь вечера. Вадим Соколов

С какой нервной системой надо идти смотреть эту ожившую историю не знаю. Но точно надо брать платки. Персонажи в исполнении труппы Театра на Юго-Западе не оставят вас равнодушными! Чудесная передача эмоций крайнего стресса у мальчишек в форме выражается так по-разному, но очень реалистично! И нервный смех и шутки намеренные. Смотришь на Сальникова, в исполнении  Вадима Соколова, и эмоции молоденького солдатика ясны. «...Видать бубуня моя в церковь зачастила... © » говорит мальчишка, конечно мальчишка — ему всего 20, после очередной вылазки для уничтожения фашистов.

 И когда Федорчук предаёт ради сомнительного бытия всех — хочется самой придушить эту пакость. И ведь знаешь, что такие федорчуки были, есть и будут. Такие трусы и недолюди увы существуют. И что характерно... Я не знаю как играл этого персонажа Шатохин Александр, наверное, умение абстрагироваться ему даёт силы играть этого предателя.

Старший сержант Федорчук. Который хотел жить. Жить, а не воевать. / Шатохин Александр Анатольевич

В Володьке  Денищике виден старший товарищ, опытный человек. Старый боец. Такие были в каждой части. Такой дедушка полка. И его именно так, душевным человеком, играет Матошин Алексей Александрович.

В постановке нервы накручиваются сильнее с каждой минутой. Эта постановка не из тех, что забываются через пару часов. После неё горький привкус остаётся на несколько дней. И как бы ты не хотел забыть — мысли всё время возвращаются к ней.

ВОЛОДЬКА ДЕНИЩИК. г.Гомель, ул. Карла Маркса, 112, кв 9 / Матошин Алексей Александрович

Мы не имеем никаких прав забывать, что они для нас сделали! Это те, кому мы обязаны. Только им и обязаны.

 Не свой приказ выполнять надо, а — присягу. А что есть присяга? Присяга есть клятва на знамени. ....  Отдохнул? Автомат в руки и — наверх. Наверх, лейтенант! Чтоб знали: крепость жива. Чтоб и мертвых боялись. Чтобы детям, внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться! © 

Ах, да! Про любовь тоже есть. Про ту, что жертвенна. Про ту, что на один момент жизни, ибо никакого «потом» не будет. Про любовь между обречёнными и счастливыми от осознания, что жизнь всё же была прекрасна.

И про любовь к Родине. К семье. Ведь семья это часть Родины.

 Костюмы. Конечно, я не могу оставить без внимания. Художник по костюмам, Мазуренко Олег Валерьевич, сделал прекрасное! Красивые платья девушек мирного времени изумительны! Хотелось рассматривать и выпросить выкройку!

ВЕРКА-ЧЕРТЕНОК. Сестра Плужникова. Которая хочет быть киноартисткой / Лунцова Елена Алексеевна МАМА КОЛИ. Которая будет очень любить их / Городецкая Татьяна Юрьевна

И, конечно, художник по свету, Докин Анатолий!! О, только в театре на Юго-западе умеют так делать атмосферу, играть нервами применяя свет!  Выхватывания одного, главного в мизансцене героя, и погружение в дымку других, цветом давать тревожность или  иное состояние — всё филигранно. 

И эта световая феерия как всегда отточена музыкой идеальной к моменту.

Рыжкова Мария, саунд дизайнер, на высоте!  Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича вечна в ассоциации к захвату нашей территории фашистами Европ и прогнувшихся под это коричневую чуму. И она всегда отзывается в сердцах помнящих родство! А теперь я точно буду ассоциировать «Мы танцуем до смерти» (To Death We Dance)  Петера Гандри с Великой Отечественной Войной — она сопровождает постановку. 

Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие "на караул". И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. ... © / СТАРШИНА СТЕПАН МАТВЕЕВИЧ. Который, кажется, убил одного немца... За двух не скажу, но один точно упал / Курочкин Константин Михайлович

Но «контрольный в голову» будет в последней мизансцене. Там не будет ничего сверхъестественного. Только чтение. Тихое, спокойное, душевное ... и это «контрольный в голову»! 

Эпилог.

"Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
С 22 ИЮНЯ ПО 2-Е ИЮЛЯ 1941 ГОДА
ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна)
И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.
Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле нее, точно в почетном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: «НИКОЛАЙ»
Шумный вокзал живет привычной жизнью. Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, смеются люди. И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли".

Оригинал статьи можно прочитать тут

Тина Лучина • Живой Журнал • 26.06.2023