Рита Долматова • Газета "На Западе Москвы", №39 (526) 17-20 сентября 2018 года • 14.09.2018

Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю...

Главная / Пресса / Сезон 42

В Театре на Юго-Западе первая премьера осени - Маленькие трагедии 2к30"

Режиссер и актер Театра на Юго-Западе Олег Анищенко, в прошлом году удививший Москву своими «Игроками» по Гоголю, вновь обратился к классике. На сей раз он не побоялся замахнуться на наше все – Пушкина и перечитать его знаменитые короткие пьесы.

Действие спектакля Олег Анищенко перенес в 2030 год, когда «Маленьким трагедиям» исполнится 200 лет, кстати, упоминание об этом знаковом событии автор постановки зашифровал в названии спектакля.

Жанр определил как постапокалиптическую антиутопию, ушел от внутренней замкнутости и камерности пушкинского сюжета, расширив пространство текста дополнительными сценами, новыми героями и смыслами. Четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время Чумы», по мнению Олега Анищенко, были связаны только авторством, а требовали сквозной темы и единства действия.

Так был придуман мир будущего, где идет вечный бой за сомнительные ценности, ибо настоящие утрачены безвозвратно в ходе духовной деградации человечества, где абсолютны власть и сила, слепой рок, первородные инстинкты, всеобщая, как подчеркивает постановщик, тотальная ненависть всех ко всем, где гений совместим со злодейством и даже немыслим без него, а выход из игры – всегда смерть. Так в спектакле появляется новый персонаж – Черный (его играет молодая актриса Зарина Бахтиева), он беспол, лишен лица и голоса, пугающе пуст и недоступен нашему разуму, это маска небытия, отражение самой бездны. Рисунок спектакля жесткий, брутальный, агрессивный и предельно четкий, словно высеченный алмазом по стеклу. Ритм рваный, заданный речитативом репера Миши ЭМ «8FLOOR», боем чугунных барабанов, плачем стальных труб, изломанной пластикой танца и сценами непрекращающейся битвы.

Но Олег Анищенко не был бы самим собой и внимательным читателем Пушкина, если бы не заставил нас, "поверив алгеброй гармонию", пережить очистительный катарсис и успокоить сердце великой надеждой, что за порогом созданной  им псевдореальности, как и за последним земным пределом, усталых пожалеют, нелюбимых полюбят, убитых воскресят, грешников простят.

НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОГО

Премьерный показ спектакля Олега Анищенко «Маленькие трагедии.2k30» завершился пресс-конференцией для столичных журналистов, критиков и культурологов. Артисты вышли на поклоны, а затем присоединились к обсуждению новой постановки.

Все без исключения специалисты отмечали мощь и силу сценического действа, его зрелищность и новизну и, конечно, узнаваемый почерк, школу Мастера – основателя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича. О своей работе над освоением материала рассказали исполнители главных ролей.

Карина Дымон (Луиза): "Так Пушкина ещё никто не ставил. Олег всё доводит до пика абсурда, высшей точки, кульминации. За этим  интересно наблюдать и существовать внутри". 

Вадим Соколов (Моцарт): "Мы играем пушкинского "Моцарта и Сальери" как тождество противоположностей: вдохновения и рутины, гения и злодейства, как двух братьев - сыновей гармонии, один из которых останавливает полёт другого, спасая его от грядущего падения".

Любовь Воропаева (донна Анна): "Образ моей героини невероятно сложен и объёмен. Она и чёрная вдова, и бесконечно несчастная женщина. Я иду от сочувствия, оправдывая свой персонаж. Сам спектакль физически труден для актра, бешено динамичный, он весь на последнем вздохе, на пределе возможного".

Рита Долматова • Газета "На Западе Москвы", №39 (526) 17-20 сентября 2018 года • 14.09.2018