Дарья Евдочук • Журнал "Театральная афиша столицы", №37 (28), апрель 2022 года • 01.04.2022

МАКСИМ ЛАКОМКИН «Задача режиссера – создать огромную вселенную».

Главная / Пресса / Сезон 45

Актёр и режиссёр Максим Лакомкин служит в Театре на Юго-Западе более 10 лет, признаваясь, что этот театр захватил его своей магией. При фантастической занятости в репертуарных спектаклях Лакомкин успевает учиться, писать рассказы, пьесы, рисовать картины и ставить спектакли. За четыре года Максим выпустил четыре постановки – два спектакля на малой сцене театра и два на основной. Отвечая на вопросы «Театральной афиши столицы», Максим Лакомкин говорил очень образно, подыскивая слова, способные объяснить внутреннюю суть сказанного.

- Максим, когда вы поняли, что хотите и можете самостоятельно ставить спектакли?
- Интуитивно я понимал это сразу по окончании Нижегородского театрального училища. Я уже тогда чувствовал, что мне интереснее делать спектакли, чем играть. Сейчас, когда я участвую в спектакле как актёр, мне больше нравится процесс репетиций: в них много всего неизведанного, ты что-то новое пробуешь, контактируешь с партнёром, ищешь. Понятно, что процесс поиска не останавливается и после выпуска спектакля, но момент репетиции – это самое сокровенное. Когда мы репетируем, мы придумываем и делаем гораздо больше, чем потом зрители увидят. Ведь задача режиссёра - сначала создать огромную вселенную, а потом спрессовать её, как облако космической пыли, в какую-нибудь удивительную планету.
Ещё в Нижнем Новгороде педагоги настойчиво рекомендовали мне ехать учиться на режиссёра. Мне же на тот момент больше хотелось попробовать себя в театре, реализовать то, чему меня научили. Но я всё-таки поехал в Санкт-Петербург и поступил в ЛГИТМиК на режиссёрский факультет. Поступи скорее под давлением окружающих, близких, которые говорили мне, что это мой шанс. Поучился там месяца четыре, много чего хорошего почерпнул, но меня стало угнетать то, что я ещё четыре года должен там сидеть и учиться. Мне хотелось работать. Я бросил всё и поехал в Театр кукол в Белгород. Думаю, что абсолютно правильно поступил: на тот момент я к режиссуре был не готов и начал работать в театре, чтобы постигать профессию изнутри. Я проработал в Театре кукол, вернулся в Нижний, преподавал там в театральном училище, работал в театре «Комедiя», и только потом меня взяли в Театр на Юго-Западе.

 - Расскажите о своих первых постановках в Театре на Юго-Западе.
- Когда я начал ставить спектакли, то уже не совсем по-актёрски относился к театру. Мы с Олегом Анищенко много взаимодействовали: садились за стол в «Арт-Кафе» и начинали фантазировать, придумывая роль, образ, историю. Вместе мы поставили новогодний детский спектакль «Время подарков». В тот момент, когда «Арт-Кафе» только начиналось, это было время прекрасных коллабораций. Мы делали здесь не канонические театральные постановки, а просто кто-то приносил какие-то идеи, а Олег облекал их в форму. Мы не хотели делать из этого пространства репертуарный театр. У нас с Антоном Беловым была идея «отрывного календаря»: выпускать постановку на один раз и больше её не играть, как бы оторвать листок календаря. Это было здорово, когда актёры спускались сюда, что-то творили, а потом забывали об этом. Ни к чему каждую работу ставить на пьедестал. Она прекрасна, пока ты её создаёшь, показываешь зрителям, происходит какой-то обмен токами – и всё. Учась в Театральном институте имени Щукина,  я нашёл пьесу, которую мне захотелось поставить в «Арт-Кафе». Я сумел заинтересовать своей идеей артистов, и мы сделали спектакль «Маленькие убийства» по Джулсу Файфферу. Это была моя первая самостоятельная постановка.

- Недавно на основной сцене состоялась премьера вашего нового спектакля «Книжный воришка» по роману Маркуса Зусака. Чем вас зацепил этот роман?
- Режиссёр должен уметь в театре рассказывать истории. Это самое прекрасное, чем он может порадовать зрителей: заинтересовать, вовлечь в историю, чтобы потом надо было о чём разговаривать на одном языке. Мне кажется, что смысл режиссуры где-то в этой области. Бывает история, которая меня очень радует, трогает своей проникновенностью, чистотой, поэтичностью, нетривиальным отношением к теме, к людям, невероятной авторской любовью, пронизывающей произведение. Огромное количество подобных факторов проникло в меня, когда я читал «Книжного воришку». Этот роман меня заинтересовал прежде всего тем, что это потрясающая история, которую стоит услышать.

- Почему вы решили сами делать инсценировку романа?
- А кто её будет делать? Спектакль рождается изначально во мне, и мне комфортно, когда я всё придумываю сам. Я создаю замысел спектакля и вижу его целиком: у меня уже есть художественное оформление, понимание, какие актёры в нём должны участвовать.

- Вы шесть лет работали рядом с Валерием Романовичем Беляковичем. Чему вы научились у него?
- Валерий Романович – планетарный художник, он для меня на уровне Луны. Луна ведь влияет на нас, хотя мы не до конца понимаем, как и что она с нами делает. Я, наверное, скажу то, что прозвучит как крамола. Валерий Романович выпустил в ГИТИСе три актёрско-режиссёрских курса, но я абсолютно убеждён, что художники масштаба Беляковича ничему научить не могут. Это у них можно научиться: соседствовать с ними, наблюдать, как они работают, как будто рассматривая Луну в телескоп.  Ты на неё смотришь и наслаждаешься или удивляешься её величию, невероятным процессам, которые на ней происходят. Таких художников в поколении Валерия Романовича много. Мне посчастливилось столкнуться с Юрием Погребничко, таким же был Юрий Любимов. И Белякович из этой плеяды великих. Они на нас, безусловно, влияют, и нужно оставаться в их магнитном поле.

- У Театра на Юго-Западе сейчас юбилейный 45-й сезон. За что вы его любите, чем вам дорога эта сцена?
- Для меня Театр на Юго-Западе – один из немногих в Москве, где по-настоящему делают то, что должен делать театр. Наш театр воздействует на чувства, он радует, он игровой и не пытается обманывать зрителя, что тот якобы попал в какую-то иную реальность. Это правильное отношение к миру театра: он не делает зрителя дураком, не превозносит его, а разговаривает с ним на равных. Это самый неснобистский театр. Здесь вас никогда не поругают за развёрнутую во время действия конфетку или за звонящий телефон – актёру будет только в радость, он ещё это и обыграет. Здесь работают актёры, у которых нет звёздной болезни или лишнего пафоса, они очень просто и ответственно относятся к тому, что делают.

- Есть ли у вас уже планы на дальнейшие постановки?
- У меня есть в запасе несколько историй, которые я хотел бы рассказать зрителям.

Дарья Евдочук • Журнал "Театральная афиша столицы", №37 (28), апрель 2022 года • 01.04.2022