Максим Максим • Интернет-издание журнала ВАШ ДОСУГ • 09.12.2021

НА ДНЕ. Знаменитая горьковская "Матрица" - жизнь без купюр - такая, какая есть.

Главная / Пресса / Сезон 45

Хе-хе, у всей страны, значит, 200-летие Достоевского, а у меня, стало быть, внезапно год Горького нарисовался. В общем, панкуем с Алексей Максимычем! 153-летие, считай, фигле! Аж целых два спектакля у меня за этот год по Горькому (и ни одного по Достоевскому): "Странник" в Моссовете и...

"На дне" (реж. Валерий Белякович).
Театр на Юго-Западе, 6 декабря 2021 года.
(по приглашению сообщества @moskvalublu )

Начну, пожалуй, неожиданно. Спектакль мне понравился. Только вот для Юго-Запада у меня давно уже существуют другие критерии: был катарсис/не было. Так вот не было. Но это если говорить про сам спектакль. Зато потом у меня таки было состояние близкое к катарсису, когда вышел художественный руководитель театра Олег Леушин и сказал проникновенные слова в адрес основателя театра Валерия Беляковича, а после этого артисты и зрители несколько минут аплодировали друг другу. Именно друг другу, как будто между ними шла какая-то вольфрамова дуга. Именно несколько минут. И тут, конечно, с одной стороны, напрашивается банальность про то, что, возможно, Валерий Романович был в тот день с нами в зале, а с другой стороны, кто я такой, чтобы говорить вам, что это не так.

Надо сказать, что с некоторыми спектаклями Юго-Запада у меня исторически складываются довольно странные и сложные отношения. "На дне" один из них. Я собирался его посмотреть давно, но все время откладывал и откладывал... А тут как раз неожиданно время пришло. Ко дню памяти Валерия Беляковича 6 декабря спектакль был как бы "возобновлен". Так что получается, что, благодаря этому, я как бы еще и закрыл свой гештальт. Состав актеров, конечно, существенно поменялся, но... Спектакль мне понравился. Причем, там, где я особенно-то и не ждал. Больше всего меня пробило, как ни странно, на реплике Ксении Ефремовой (вот уж от кого меньше всего ожидал, простите Ксения) "Был Рауль, был!". Понравилась мне очень и сцена с Бароном (Александр Байдаков), когда Васька Пепел заставляет его лаять. Хотя по дороге до метро (это отдельное удовольствие идти после спектакля Юго-Запада до метро и или самому думать о спектакле, или слушать тех, кто идет рядом) я услышал, что последние спектакли (перед возобновлением) эту роль играл Гришечкин, и этот монолог был "просто до слез". Интересно, что когда я смотрел эту сцену, мне там как будто и мерещился Гришечкин... Тут, пожалуй, надо оговориться, что Байдаков с Гришечкиным где-то похожи. Понравился мне и Максим Лакомкин (Актер) в уже традиционной для себя роли Венички Ерофеева (да-да, готовьте свои яблоки, чтобы кидать в меня, я готов).

Что касается самой темы, то мне кажется даже странным здесь вообще что-то обсуждать. Страшная правда или ложь во спасение? Понятно же, что когда-то правда, когда-то ложь. В зависимости от ситуации, и нечего стулья ломать! Вы знаете, я вовсе не из хейтеров Горького, и он мне скорее даже нравится, как драматург ("Мещане", "Враги", "Васса Железнова"), но это, по-моему, самая плоская его пьеса, и выбрана она в советское время в школьную программу была только из соображений социальной близости и "критики буржуазного строя". А так... Ну в чем можно обвинять Луку? Что Актер повесился? Что тот не показал ему, где находится дом, где лечат от алкоголизма? Ну "Пионерская зорька" какая-то, ей-богу!

Так, ну, а теперь, пожалуй, время для критики 80 lvl. Три часа (пусть и с антрактом), но это все-таки три часа. И под конец в зале, мне кажется, становится душновато и просто тупо несколько не очень комфортно. Что, безусловно, не может также не сказаться и на восприятия самого спектакля. Первый раз я ощутил что-то подобное на "Маленьких трагедиях 2к30", но списал это тогда на свои сугубо личные заморочки. Там тоже спектакль длится довольно долго. А тут еще и ночлежка, все дела. Короче, в определенный момент возникает как будто что-то давящее на тебя, и ты уже начинаешь как бы подспудно ждать и торопить финал...

Тем не менее, как я уже сказал, спектакль мне понравился, всем спасибо. Гештальт закрыт, все ушли на фронт!

P.S.
Уже на метро "Белорусской" я увидел, как двое полицейских будили бомжа, спящего на лавочке. Только что посмотренный спектакль как будто требовал от меня каких-то действий. Ну, и что я должен был делать, подойти и успокоить его, что все, мол, будет хорошо, или прогнать ему телегу про "правду святую"?! Вот то-то и оно, что ни пьеса, ни спектакль не дают ответа на этот вопрос.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Максим Максим • Интернет-издание журнала ВАШ ДОСУГ • 09.12.2021