Александра Солдатова • Живой журнал АССОЛЬ • 10. 2010

Аккордеоны

Главная / Пресса / Сезон 34

«Аккордеоны» - большая премьера нового сезона «Театра на Юго-Западе». Этот музыкальный спектакль, поставленный главным режиссёром театра Валерием Беляковичем, на первых показах буквально взорвал зал своей энергетикой. Действие то и дело прерывалось аплодисментами зрителей, не привыкших к тому, что спектакль может быть одновременно и дико смешным, и философским, и позитивным. Такой премьеры действительно не хватало: чтобы после просмотра жить хотелось с новыми силами, в отличном настроении от качественного юмора, с ощущением парения во всём теле от чего-то бесконечно прекрасного...

          «Театр на Юго-Западе» всегда славился и своей музыкальностью, и серьёзным подходом к литературному материалу. Но никогда ещё эти две его характеристики не сливались в такой гармонии в одном спектакле. Под самую разную, но всегда знакомую и зажигательную музыку на сцене разворачивается история любви одной пары. Простой в основе сюжет цепляет до глубины души благодаря художественным находкам и сценографии. Это жизнь на грани театра и трогательной пантомимы. По настроению спектакль напоминает, пожалуй, «Снежное шоу» Славы Полунина, только сюжет здесь будет ближе  любому зрителю, чем сказка знаменитого клоуна. Она (К. Дымонт) сначала очаровывает Его (О.Леушин) своей возвышенностью и чистотой, затем пугает неприступностью, потом заражает безудержной страстью, мучает ревностью и, наконец, составляет его семейное счастье – вот вам краткое либретто нашей «синхробуффонады». Но сюжет этот, как и словесное содержание любого хорошего балета, ничего не значит без своего сценического воплощения. Смысл он обретает только благодаря – чему бы Вы думали? – аккордеонам! Крайне редко на сцене появляется Она – это всегда праздник, новый виток в сюжете, – а между её появлениями сценическое время и пространство занимают аккордионисты (среди них как звёзды «Театра на Юго-Западе», так и совсем молодые актёры). С помощью громоздкого, но обаятельного инструмента музыканты по очереди самовыражаются, параллельно помогая  другу завладеть сердцем обворожительной красотки. Чего они только не делают со своими аккордеонами! Дерутся и обнимаются с их помощью, превращают их в барабаны и детей, путаются, шутят, танцуют!… И во всём этом чувствуется основа русской души – уж не знаю, из-за русских ли народных мелодий или из-за духовной силы, которая, кажется, вот-вот либо разорвёт аккордеон, либо артиста доведёт до инфаркта (не дай Бог, конечно!).
          В последнее время аккордеон стал инструментом, который объединяет очень много современных культурных феноменов. В дорогой сердцу ассоциативный ряд из «Gogol Bordello», саундтрека к «Амели», фильмов Кустурицы, спектакля «Рыдания» в «Практике» лично у меня теперь встанут и «Аккордеоны» Беляковича.

Текст можно прочитать тут

Александра Солдатова • Живой журнал АССОЛЬ • 10. 2010