Анна Банасюкевич • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, №4, 2008 года • 04.2008

Аллегория

Главная / Пресса / Сезон 31

Театр на Юго-Западе всегда воспринимался как театр одного режиссера. Так оно и было на протяжении не одного десятилетия. Но теперь Валерия Белякович решился отдать сцену под эксперименты своим ученикам, осваивающим режиссерское искусство. «Аллегорию» создавала та же команда, что и недавнюю премьеру театра «Парашютист»: прозаик Александр Селин и молодые режиссеры Олег Анищенко и Михаил Белякович. Но в отличие незатейливого, откровенно студенческого «Парашютиста» новый спектакль получился более эпичным и сложным. 

Молодому спецназовцу Олегу Князеву по прозвищу Князь (Александр Гришин), находящемуся на передовой, является цыганка и предсказывает смерть от своего коня. Встревоженный Князь делится мрачным пророчеством с командиром, который и открывает ему глаза на классическую подоплеку предсказания. Спецназовец, переведенный усилиями командира от греха подальше на другой БТР, берет в руки томик Пушкина и мучительно ищет способ избежать предсказанной судьбы. 
Спектакль выстроен в постмодернистском духе: Селин и режиссеры смешивают эпохи, стили, язык. Действие переносится из казармы на БТР, с БТРа на фронт, а с фронта – на бал пушкинской эпохи. Сам Пушкин (Михаил Докин) является к своему вновь воплощенному герою и разговаривает с ним на вполне современном языке. А Князь, оказавшись в XIX веке, пугает дам в кринолинах своим камуфляжем, соблазняет Наталью Гончарову и чуть не становится Дантесом. 
Вся эта абсурдная мешанина нравится залу, особенно молодой аудитории. Школьники, уставшие от набившего оскомину канонического и безумно скучного образа великого классика, искренно радуются всем человеческим и довольно комичным проявлениям театрального Пушкина – его мелкому честолюбию, болтливости, обидчивости и совсем негероической ревности. Однако не стоит обвинять авторов спектакля в издевательстве над классикой и оскорблении святынь. Писателю, а вслед за ним и режиссерам явно хотелось соскоблить уже окислившуюся бронзу с памятника Пушкину, посмеяться над поверхностными стереотипами и бессмысленностью их механического вдалбливания в сознание. 
Спектакль получился остроумным и полностью соответствующим своей заявленной в подзаголовке траги-фарсовой природе. Легенда о вещем Олеге все же нашла свое современное воплощение, и рок со своей античной неизбежностью настиг героя, победоносно поставившего ногу на обломки машины. 
Спектакль «Аллегория», связывая литературу и жизнь, восстанавливая связь времен, разбивая стереотипы, утверждает незашоренный, ироничный взгляд на жизнь, на прошлое и настоящее.

Анна Банасюкевич • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, №4, 2008 года • 04.2008