В. Никифорова • журнал СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ, сентябрь 2002 • 09.2002

Анна Каренина

Главная / Пресса / Сезон 26

Значит, так. Нервных, беременных и любителей русской литературы просят это не читать. Остальным советуем сесть поудобнее, выпить валерьянки и расслабиться. Валерий Белякович ставит пьесу Олега Шишкина «Анна Каренина -2».
Анна Каренина не умерла. Поезд отрезал ей ногу, руку  и выбил глаз. Бесчувственное тело выходили врачи и отдали его мужу. Алексей Александрович как истинный христианин соглашается принять обратно блудную жену. Его наперсница, ханжа Лидия Ивановна, морально истязает беспомощную Анну и пичкает ее манной кашей. Очнувшись, несчастная Анна спрашивает своих мучителей: «Что с Вронским?» - и получает страшный ответ. Вронский отправился в действующую армию, на Балканы, попал под обстрел и был контужен. «Сегодня, - злорадно сообщает изменнице Каренин, - Алексей Кириллович Вронский, граф, флигель-адъютант, представляет собой полностью парализованного человека». Анна требует устроить ей свидание с возлюбленным. Алексей Александрович везет ее в инвалидной коляске к Вронскому. Тот встречает ее, неподвижно сидя в кресле и тупо глядя перед собой. Анна набрасывается на него с поцелуями. Вронский валится на землю. Испуганная Анна, припрыгивая на культе, пытается его поднять. Картина!
И таких вот шуточек в пьесе Шишкина еще на три часа полноценного действия. Он припас для нас и женщину с бородой, и сцену надевания протезов на анну Каренину, и премьеру «Прибытие поезда» Люмьеров.
Зал в свою очередь представляет собой не менее интересное зрелище, чем сцена. Кто хохочет, кто во весь голос возмущается, кто аплодирует, кто уходит из зала. Тем не менее сиквел «Анны Карениной» отнюдь не самоигральный хит. Он требует от постановщика определенных усилий. Худрук Театра на Юго-Западе Белякович увидел «Анну Каренину-2» на фестивале новой драмы в постановке Владимира Епифанцева. Главным достижением этого спектакля была его сугубая серьезность. Актеры умудрялись не хихикать, произнося душераздирающе смешные монологи, а в самые патетические моменты вели себя с достоинством персонажей мыльной оперы. Епифанцев обожает ставить в стиле дешевых ужастиков. Пьеса Шишкина стала прекрасным поводом продемонстрировать спецэффекты, вроде дыма из-под сцены, ламп синего света и замогильной музыки.
Белякович же, завладев пьесой, с самого начала позиционирует свой спектакль как «эпатажный и невероятно смешной». Вряд ли это правильно ставить «Анну Каренину -2» как капустник. Она становится еще смешнее, если ко всему в ней происходящему относиться всерьез. Но, что бы ни вышло у Беляковича, его премьера – абсолютное must see для всех любителей театра, страшилок и Льва Толстого.

В. Никифорова • журнал СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ, сентябрь 2002 • 09.2002