Наталья Старосельская • НОВАЯ ГАЗЕТА, от 3-5 марта 2003 года • 03.2003

Архитектор своего лица

Главная / Пресса / Сезон 26

Вообще-то она леди Макбет и Гертруда, но еще и шьет костюмы

Ирина Бочоришвили пришла в Театр на Юго-Западе задолго до того, как получила диплом престижного Архитектурного института, обогатившего отечественную культуру отнюдь не одними только архитекторами.

Актриса, плотно занятая в репертуаре театра с первых лет, Ирина Бочоришвили нередко становилась автором сценографического решения спектаклей и почти всегда – автором костюмов, которые она с редкостным упорством не только моделирует, но и шьет сегодня, как и в те далекие годы, когда все еще только начиналось, собственными руками, приобщая к этому ремеслу молодых актрис театра.

В изумительных костюмах, созданных Ириной Бочоришвили, выразительных и привлекающих, что называется «по себе», ощущается органическая неотделимость от целостного замысла режиссера и художника; в них живут эпоха и ее настроения, отражается современность со своими оттенками и мотивами. Несколькими штрихами умеет Ирина Бочоришвили «намекнуть» на место, время и действие, оттенить характер, придать особую грацию или задуманную мешковатость персонажей.

Жестокая в своей целеустремленности, не ведающая никаких преград ее леди Макбет и перезревающая буквально на наших глазах девица Агафья Тихоновна; величественная и изнемогающая от страсти Гертруда и грубо, с нажимом пародирующая страсть Ипполита; скандальная дамочка, артистка Ортензия и романтическая Анне Май; Псой Стахич Замухрышкин без рода, племени и определенного пола и леди Капулетти, бесчувственная к собственной дочери, ищущая лишь выгодного мужа для нее; утратившая смысл жизни и страстно желающая смерти Мадлена Бежар и недалекая, верная служанка короля Беранже; спивающаяся, но твердо знающая, чего она хочет от жизни, Селия Пичем и покорная, ждущая оправдания своей искореженной жизни умирающая Анна; циничная и вполне земная Гелла и упорно не желающая сдаваться течению нелепой новой жизни Варвара Волкова…

Ирина Бочоришвили никогда не боится выглядеть некрасивой, она пользуется, резкой «уродующей» мимикой, пластика ее почти всегда острохарактерна, - и тем привлекательнее выглядит актриса в ролях, где во всей красе распущены по плечам ее пышные, роскошные волосы, где глаза ее распахнуты и светятся изнутри, где ее красивый, глубокий голос звучит в полную силу.

Последняя по времени работа актрисы – Селия Пичем в брехтовской «Трехгрошовой опере». Этот спектакль Валерий Белякович задумывал и осуществлял как молодежный. Демонстрирующий новые силы своего театра, «стариков» здесь занято мало. Тем более подчеркнута роль каждого из них. Ирина Бочоришвили рисует образ резкий, гротесковый, в каком-то смысле стильный. И созданный актрисой характер иным светом высвечивает характер дочери, Полли, и характер жизни, которую ведут Пичемы. (Совсем не обязательно ввиду силы сложившихся обстоятельств. Может быть, скорее всего, в силу той «поэтики нищенства», которую решили отстаивать как последние романтики «своего жанра»…) И снова Ирина Бочоришвили нарисовала свой двойной портрет «всерьез» и шаржировано, в котором особенно интересно увиделась ее героиня.

Наталья Старосельская • НОВАЯ ГАЗЕТА, от 3-5 марта 2003 года • 03.2003