Наталья Крыжановская • газета "Театральный курьер", №2 (165) • 01.02.2015

Без единого выстрела

Главная / Пресса / Сезон 38

В театре "На Юго-Западе" состоялась премьера спектакля "Игра в Наполеона" по пьесе канадского актера и драматурга Стефана Брюлотта "Партия с императором". Постановку осуществил Валерий Белякович.

Едва на сцене появляются статные воины и начинают свое движение то ли в тумане, то ли в клубах дыма, звучит пролог о событиях 200-летней давности: о том, как трясет Европу от Наполеона, который для одних - корсиканское чудовище, для других - помазанник Божий. И вдруг мы видим море, нежно и прозрачно плещущее с двух сторон сцены. И от этих слаженных движений полуголых мужчин, от страстных речей героев и манящего моря перехватывает горло: во всем этом появляется какая-то странная сиюминутность происходящего, и она естественным образом перекидывает мостик из далекого прошлого в сегодняшний день. Хотя само по себе историческое событие: ссылка Наполеона на остров Эльба, - представлено автором в виде череды фантазийных героев и их совершенно невероятных поступков, которые наряду с истинными фактами и персонажами становятся лишь поводом для того, чтобы развернуть некую сценическую игру. И в ней уже неважно, кем на самом деле была для Наполеона графиня Мария Валевска - любящая и преданная женщина или ненавидящая его самка, вступившая в сговор с врагами повергнутого императора?  Был ли ему истинным другом маршал Бертран, много раз рисковавший в битвах своей жизнью? И, наконец, существовал ли реальный английский лейтенант Этвуд, настолько блестяще в шахматы, что у выдающегося полководца не было и шанса на выигрыш? Все эти вопросы остаются вне поля зрения автора и режиссера: им интересна внутренняя жизнь героев, особенно тех, кто вершит судьбы людей. Да и публике всегда хочется поближе узнать недоступные, а потому и непонятные ей фигуры. А это страшно интригует. И, в конце концов, интересно ли кому-то сегодня рассматривать выдающуюся личность только на фоне событий прошлого? Может быть, лучше сходить в музей или на лекцию по истории, но уж никак не в театр, где мы, прежде всего, жаждем узнать что-то о самих себе и своем времени. А оно сегодня так созвучно бурной и мятежной эпохе, в которой жил и действовал Наполеон.

Более всего в этом спектакле захватывает актерская команда, которая вряд ли еще где существует в Москве. С тех пор, как Валерий Белякович создал свой театр, в нем ситуация всегда была студийной - Учитель и ученики. Здесь все рождалось вместе - в муках и необыкновенном счастье творчества. И актеры, готовые следовать за мастером, идущим своим путем в поисках истины, были пластилином в его руках, превращаясь в персонажей, которыми невозможно не восхищаться.

Олег Леушин выходит на сцену в начале спектакля, и в его Наполеоне чувствуется такая воля к жизни и страсть к победе, которые не могут не увлечь любого, кто его видел или слышал хоть однажды,  и не устремится за ним в Париж, чтобы без единого выстрела вернуть Францию. И находясь со своей свитой в ссылке в страшное для себя время поражения, он удивляет реакцией на все, что происходит в нем самом и вне его. Его шахматные игры и театральные розыгрыши, его письма и разговоры выдают в нем личность яркую и неординарную, где даже слабости производят впечатление фейерверка.

Карина Дымонт  играет в этом шахматном детективе сразу две роли - Марию Валевску и Матильду: одна - коварная интриганка, другая - воплощение искренности и естества, и обе - потрясающие женщины - нежные и прекрасные. Маршала Бертрана, ближайшего соратника Наполеона, Евгений Бакалов делает капризным красавцем и азартным воякой, смелым до безрассудства, готовым идти в бой до победного конца. Ну, и наконец, лейтенант Этвуд Михаила Инчина, тот самый молодой авантюрист, что невольно оказался вовлеченным в опасную игру и на своей шкуре испытал продажность окружения поверженного императора. Все они вместе - шесть персонажей, и шесть офицеров, обозначенные в программе как шахматы, участвуют в грандиозной игре Валерия Беляковича, который выстраивает психологическую партию так, чтобы никто не сумел в ней стать победителем. Но чтобы каждый из нас, сидящих в зрительном зале,  выиграл, попытавшись увидеть в сегодняшнем дне прошлое, а в далекой истории самих себя, и был готов строить со всей страстью свою судьбу. Как Наполеон, который на собственном примере показал, чего может добиться провинциальный лейтенант с интеллектом, силой воли и трудолюбием.

Наталья Крыжановская • газета "Театральный курьер", №2 (165) • 01.02.2015