Л.К. • газета "ДА", №4 (137), апрель 2010 года • 04.2010

Четвертой стены нет

Главная / Пресса / Сезон 33 (2009/2010)

19 марта в Доме актера прошел творческий вечер Беляковича.

Народный артист России Белякович Валерий Романович (р.1950), театральный режиссер, лауреат премии Москвы. Родился 26 августа 1950 в Москве. В 1976 окончил филологический факультет Московского Государственного педагогического института, в 1981 - факультет режиссуры ГИТИСа им. А.В. Луначарского (мастерская Б.И. Равенских). В 1977 создал любительский театр-студию - коллектив со своей оригинальной эстетикой и художественными принципами. Режиссер-постановщик спектаклей в Театре на Юго-Западе, МХАТе им. Горького, Театре им. Гоголя, МТЮЗе, Новой опере и на сценах других городов России (Пензенский драматический театр, Нижегородский театр "Комедiя), в США и Японии. Валерий Белякович - не только актер и режиссер, но еще и сценарист, драматург и художник-сценограф, о чем свидетельствовала уникальная выставка, проходящая с 16 по 21 марта в Центральном Доме Актера.

Поддержать любимого режиссера приехал в полном составе театр на Юго-Западе. Актеры с восхищением внимали каждому его слову, бурно реагируя на выступления Мастера, а в финале, судя по удивленному взгляду Беляковича, подготовили некий сюрприз. После того, как режиссер спустился в зал, настала очередь труппы, которая вышла на сцену, показав калейдоскоп отрывков из спектаклей с песнями, танцами, заражая своей энергетикой и драйвом. В итоге получился творческий вечер Театра на Юго-Западе, о чем в самом начале и предупредил Валерий Романович: "Год юбилейный, да зачем все эти дни рождения отмечать, будем жить, пока живется, творить и верить в Театр. Надеюсь вас порадовать.
Последовали воспоминания о том, как мальчишкой она занимался в театральной студии Дворца пионеров на Ленинских горах, о тех уроках жизни, за которые по сей день благодарен Евгении Васильевне Галкиной, привившей ему неистовую любовь к театру. "Я не мыслил своей жизни без Театра, - признался режиссер, - но никак не могу проступить в театральный институт (из-за дикого трепета на экзаменах страшно переигрывал). Что было делать? Пошел в ПТУ, в армию, потом учился в Педагогическом институте. Все это было нужно, наверное, чтобы я повстречался  со своим главным Учителем - Борисом Ивановичем Равенских, поверившим в меня. Я считаю себя его продолжателем.
Как становятся режиссерами? Я всегда хотел быть артистом и мучился от того, что меня не брали. Как-то говорю своему брату: "Серый, давай сами сделаем театр!" Здорово, что он поддержал меня тогда. Мы еще Витьку Авилова с собой потащили, а представьте, что бы с нами, востряковской шпаной, без театра было. Однажды, во время московской Олимпиады мы взяли да и организовали сами себе гастроли по примеру Мольера: поехали с "Лекарем поневоле" на юг, выступали на пляжах, в санаториях, маленьких городах. В один прекрасный день Виктор Авилов вдруг признался в такой любви к театру, что я задохнулся от восторга: вот что с людьми делает театр! С 1975-го года со мной по жизни шли и идут мои любимые актеры, друзья, соратники".
В Большом зале Дома актера сидело много молодых людей с горящими глазами, они слушали Беляковича, почти не дыша, а он искренне, порывисто признавался в своей горячей любви к Родине: "...теперь, когда изменилось все, но любовь осталась той-же". И в тех словах не было никакого пафоса, наигранности, его словам нельзя было не верить. Он прочитал стихотворение Эдуардаса Межелайтиса "Пепел" (с которым когда-то поступал в Мастерскую к Равенских) так, что не только сам залился горячими слезами, но и весь зал заставил сострадать.
Сегодня у Валерия Романовича много своих учеников, студийцев.  Повсюду в стране отпачковываются "юго-западные" ростки, о чем Белякович говорит с гордостью: "У нас есть свое направление: мы отталкиваемся от русского площадного театра. Настоящий театр требует общения со зрителем. Любой монолог - это всегда диалог с театром. Нужно общаться со зрителем, а не "заходить за четвертую стенку и давиться чаем". Я никогда не думал преподавать, хотя по образованию я - учитель русского языка и литературы, но однажды моего племянника грубо не приняли в театральный институт и дочь  Авилова тоже не приняли.  Я пошел к Петру Наумовичу Фоменко и сказал, что хочу взять курс. Так что Михаил Белякович и Ольга Авилова театральный институт окончили.
Несколько номеров в этот вечер показали студенты Валерия Беляковича. Нетрудно было заметить, что мастер не просто удовлетворен, а доволен танцем своих саратовских студентов, последовавшим хореографическим номером, когда на сцену вышли братья Мазуренко (фехтовальный дуэт) и Анна Соколова (скрипка).
Режиссер придает важное значение сцендвижению. "Я очень ценю артистов, которые умеют двигаться, - говорит Белякович, - Когда я во МХАТе ставил "Мастера и Маргариту", был поражен совершенным владением тела актера, играющего Коровьева". С этими словами Белякович вытащил из зала упирающегося Георгия Иобадзе и попросил его исполнить любой танец, чтобы зрители тоже смогли увидеть уникальность актерской пластики. Режиссер продолжил свою мысль: "Москва прирастает талантами из российской глубинки, питается Россией. Когда возник Театр на Юго-Западе, во всех близлежащих школах стали образовываться драматические кружки. На этот огромный московский район нашего театра явно не хватало. Всего сто мест, билеты разбираются на месяц вперед. У нас есть свой зритель, и я этому рад. Конечно, хотелось бы здание побольше..., но... нужно довольствоваться и тем, что есть".
Для более поздней презентации Театр на Юго-Западе показал видеосюжеты отрывков из спектаклей, из фильма "Русский водевиль. Шклда Этуалей" (с Марией Ароновой в главной роли) и из зарубежных постановок Беляковича.
В финале Валерий Романович признался в нежных чувствах к Дому Актера, выразив свою вечную благодарность и любовь Маргарите Александровне Эскиной, вдохновившей его, заставившей поверить в свои силы, и убедившей всех, что Театр на Юго-Западе серьезный театр. Валерий Белякович пожелал Центральному дому актера  процветания, аккумуляции той бесконечной любви к актерам, которая была при Эскиной.
Заместитель директора ЦДА Елена Ульянова в ответ поблагодарила режиссера и, в свою очередь, восхитилась "бешеным темпераментом, который в этот вечер был щедро выплеснут на зрителей".

После вечера Карина Дымонт, актриса Театра на Юго-Западе ответила на наши вопросы:
- Для вас Белякович - это...
- Все! Он и прошлое, и настоящее, и я очень надеюсь, что будущее. Самая большая Вера!
- Вы в театре с 1992 года. Изменилось ли что-нибудь за эти годы?
Мне кажется, он сам ставит новые задачи. Порой кажется, что же еще нового тут можно придумать, а он открывает новое и поражает и нас, и зрителей.
- Вы учились у кого?
- Я училась у Ирины Ильиничны Судаковой. У нас общие родители с Валерием Романовичем (И.И. Судакова - педагог курса Б.И. Равенских). Так что я в театр пришла как в родительский дом. Белякович принимает участие в тебе как отец родной. И если ты сможешь хоть что-нибудь возвратить ему в работе - это здорово.
- А если в вашем коллективе конкуренция? Вы вот в театре звезда, например...
- Нет, поскольку мы все заняты общим делом, нам как-то не до того. А таких звезд у нас сорок человек (вся труппа), мы все там звезды, любая, и Олеся Шестовская, и Ника Саркисова, и Оля Иванова, и все-все, есть, конечно, более старшее поколение, но мы все на равных, и каждый уникален.
- О чем вы мечтаете?
- Чтобы у Валерия Романовича все мечты сбылись, чтобы дали ему новый театр, чтоб была у него сцена, о которой он мечтает. Он как никто другой заслуживает этого, и так обидно, что это не случается... пока. Ну, ждем.
- Как вам сегодня в Доме актера?
- Да замечательно, как всегда! Мы всегда сюда приходили, как домой, и нас тут встречали, и привечали очень тепло.


Зоя Зелинская, народная артистка России, актриса Театра сатиры

Я считаю его одним из лучших режиссеров нашего государства. Он- блистательный, он - замечательный, я очень люблю его театр. Попасть туда было очень трудно, но я смогла. Театр-то небольшой, и там, в основном, почему-то были одни иностранцы и иногда актеры пробивались. Это было лет тридцать назад. Тогда замечательный завлит нашего театра Марта Линецкая привела меня впервые. Мы приехали на Юго-Запад, и я была совершенно потрясена тем, как играли актеры, как удалось Беляковичу в таком небольшом помещении так оснастить свою сцену: там был изумительный свет, удивительные декорации. Как я потом выяснила, актеры все делали сами, и вот эта студийная атмосфера чувствовалась. Это особая атмосфера, она всегда рождает чудо. Я считаю этот театр одним из лучших. Мы вот у себя в театре мечтаем, чтобы Белякович у нас что-нибудь поставил. Он был у меня на юбилее в Театре сатиры, и совершенно влюбился в наш зал, надеюсь, что он у нас поставит. Недавно я посмотрела последнюю из его работ: "Мастера и Маргариту" (во МХАТе им. М.Горького). Как интересно поставлен спектакль: костюмы, свет, музыка, динамика развития, ритм невероятный! Такое проникновение в образы, и при этом все зрелищно, театрально!

Л.К. • газета "ДА", №4 (137), апрель 2010 года • 04.2010