Йири Клапка • Журнал СВЕТ СОЦИАЛИЗМА. Чехословакия, декабрь 1986 • 12.1986

Девять сезонов и двадцать премьер

Главная / Пресса / Сезон 10

В Москве об этом коллективе ведутся живые дискуссии не только в театральных кругах. О нем говорят, как об экспериментальном, в связи с ним употребляют слово «новаторство».

Поэтому театральная секция чешского центрального комитета Союза чехословацко-советской дружбы совместно с чешским союзом театральной самодеятельности приложила максимум усилий, чтобы после выступлений в Мартине и чешских Будейовицах москвичи выступили в Праге.  «Женитьба» гоголя, показанная ими в театре Иржи Волкера дважды в течение одного дня привлекала столько желающих, что весь зал на 600 мест был заполнен.
Душой и сердцем этого, насчитывающего в настоящее время 35 членов, коллектива, является энтузиаст, человек кипучей энергии, не любящей говорить о своих заслугах, скупой на слова режиссер Валерий Белякович, один из немногих оплачиваемых профессионалов в коллективе.
По профессии связист, он затем стал библиотекарем, преподавателем литературы, но уже тогда его увлечением был театр. Поэтому он опять пошел учиться. Закончил ГИТИС, режиссерское отделение. Был учеником Народного артиста СССР Бориса Равенских. Получив «Красный диплом», он отказался от заманчивого предложения работать в профессиональном театре и отправился в рабочий поселок Востряково вблизи Москвы, чтобы организовать там собственный любительский коллектив.
Вскоре представилась возможность переехать в район на Юго-Западе Москвы на проспект Вернадского. Эти помещения были предназначены для склада или магазина. Постепенно коллектив там построил собственную сцену, на которой играет до сих пор. Все приложили руки к делу. В коллективе нашелся и сварщик,  плотник, и каменщик. Маленький театр быстро нашел своего зрителя. Кто приходит один раз, не упускает возможности прийти и во второй. Что их привлекает?
- В коллективе собрались люди, которых объединяет горячее отношение к театру, и зритель это чувствует, - объясняет Валерий Белякович, - наш спектакль длится два-два с половиной часа без перерыва и в течение всего этого времени мы стремимся посредством своей игры вести со зрителем диалог.


- И именно этот контакт со зрителем – обратная связь, типичная для вашего коллектива. Я читал, что  15-20 репетиций новой вещи вам достаточно, чтобы представить ее зрителю.
- Такой способ работы определяет условия нашего театра. Днем мы репетировать не можем: все члены нашего коллектива работают. А каждый вечер у нас спектакль. Мы не можем себе позволить закрыть театр на два месяца и только реептировать. Однако премьеру мы должны подготовить за одну-две недели. На то мы и студийный театр, чтобы экспериментировать. Реакция зрителей на премьере нам многое скажет: что еще нужно дотянуть, что доделать, что выделить, подчеркнуть, а что доделать, что выделить, подчеркнуть, а что, наоборот, приглушить. Зритель, таким образом, становится соавтором, непосредственным участником спектакля.

- Ваш репертуар сейчас насчитывает больше 20 спектаклей разных жанров. Шекспир, Чехов, Гоголь, «Мольер», и в то же время «Старый дом» Казанцева, «Дракон» Е. Шварца, «Русские люди» Симонова и психологическая одноактная пьеса Олби «Что случилось в зоопарке». Как музыкальный театр, вы показываете разнообразный репертуар от старых русских водевилей до Диско и пародии «Театр Аллы Пугачевой». Не кажется ли вам, что для любительского театра это слишком пестрый и богатый репертуар?
- За 10 лет нашего существования мы не исключили ни одного спектакля, поэтому у нас их собралось так много. Это не значит, что к ранее поставленным спектаклям мы не возвращаемся и не обновляем их так, чтобы они соответствовали зрелости и современному уровню нашего актерского коллектива.

- В Праге вы показали «Женитьбу» Гоголя, которая является одной из Ваших первых постановок. Почему Вы начинали именно с этого драматического произведения?
- Первый актерский опыт мы приобретали на классике. Кроме того, именно в этой пьесе у нас хорошо распределялись роли. В «Женитьбе» 9 действующих лиц, и нас в то время было 9. По своему характеру эта пьеса – веселая, простая, и для нас в то время доступная. Первый наш студийный спектакль сейчас уже определенным образов изменился. Я думаю, что показ внутренней борьбы человека за сохранение собственного «я», возможность выбора в большей или меньшей мере свойственен всем нашим спектаклям.

Еще одну общую черту мы можем заметить в спектаклях это театрального коллектива. Они играют почти без декораций. Роль декораций берут на себя музыка и свет, которые оживляют режиссерскую рукопись Беляковича. У него пристрастие к почти кинематографическому характеру сцен, к взаимопроникновению динамического веселья и почти трагических образов. Сценическая атмосфера внезапно изменяется. Децибелы музыки сменяются прямо пугающей тишиной. Свет различной интенсивности и оттенков быстро и продуманно делит пространство сцены…
Каждое представление для актеров и для зрителей – праздник и школа одновременно. У них имеется в руках прежде всего ключ к сердцам молодых зрителей, хотя играют они не только молодых. Их кредо?

- Мы ведем бой с бездуховностью, бой за все человеческое в человеке. Стремимся со своим театром к тому, чтобы человек не забывал быть человеком. В какие бы нечеловеческие ситуации они ни попадал, чтобы всегда побеждали человеческий разум, добро, гуманность, - заключил беседу Валерий Белякович.

Йири Клапка • Журнал СВЕТ СОЦИАЛИЗМА. Чехословакия, декабрь 1986 • 12.1986