Наталья Старосельская • журнал «Планета красота», №7-8, 2010 года • 07.2010

Дом, который построил он

Главная / Пресса / Сезон

Этот дом обладает какой-то магической притягательной силой. Пожалуй, я и не знаю людней, что пришли бы сюда один или два раза. Но знаю огромное количество тех, кто, «зайдя на огонек» однажды четверть века или десятилетие назад, прикипел навсегда к этим стенам, к этому уровню разговора – будь он серьезным или шутливым, - к этому способу существования на театральных подмостках.

Этот дом построил человек, который с ранней юности твердо знал, что он хочет от жизни, и добивался того, о чем мечтал. А, может быть, даже и не мечтал в самых смелых своих грезах, когда собственными руками перестраивал подвал жилого дома, когда репетировал первые свои спектакли, когда впервые слышал несмолкающие аплодисменты в Англии, Японии, США и других странах…

Человека зовут Валерий Белякович.
И сегодня это не просто имя известного и любимого режиссера, а, как принято говорить, «брэнд», ибо к своему юбилею он не просто создал театр, стал известным и очень ярким артистом, много работал в разных странах и разных городах России, но и очень много дал зрителям, помогая своему поколению в десятилетия официоза и сплошных запретов постигать невымышленную боль и горечь бытия через «Носорогов» Э. Ионеско и «Дракона» Е. Шварца, «Эскориал» М. де Гельдероде и «Что случилось в зоопарке» Э. Олби, «Мольера» и «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова, «Калигулу» А. Камю» и «Братьев» С. Мрожека, «Гамлета» и «Ромео и Джульетту» Шекспира, «На дне» М. Горького…
Все работы Валерия Беляковича не перечислить – он работает невероятно много и быстро, один за другим выпуская спектакли эмоциональные, захватывающие, яркие, отличающиеся всегда скупой, но невероятно выразительной сценографией (как правило, он является и художником) и изысканной, продуманной музыкальной партитурой.
Да, он невероятно, чертовски талантлив, этот Валерий Белякович, наделенный и недюжинным литературным даром, и высоким актерским мастерством, и режиссерской изобретательностью, и властностью, столь необходимой в этой профессии. Кстати, учился Валерий Белякович у Бориса Ивановича Равенских, незаслуженно забытого сегодня. А вот Белякович (что, несомненно, свидетельствует о его личностных качествах) не только постоянно вспоминает Равенских, но и пишет, и рассказывает о нем, почитая память о своем учителе – память благодарную и высокую.  
За несколько месяцев до юбилея Белякович сделал замечательный подарок своим зрителям и, конечно же, самому себе – из Японии приехали два артиста, занятые в постановке «Гамлета», над которой Белякович работал в Стране Восходящего Солнца непривычно долго, и вместе с артистами югозападной труппы и самим мэтром сыграли спектакль «Гамлет».
Белякович не тиражировал свою легендарную постановку, в которой когда-то покорил едва ли не весь мир неповторимый Виктор Авилов. Сегодняшний «Гамлет»  - это совсем другой спектакль, который не стоит даже сравнивать с прежним. Тот был рожден 80-ми годами, этот – дитя нового столетия, в котором персонажи становятся иными, и только монолог «Быть или не быть?..», перенесенный ближе к финалу, и еще орудия Фортинбраса, направленные прямо в зал, напоминают о том, старом спектакле.
Изменился и Клавдий, сыгранный Валерием Беляковичем очень мощно и остро. Сегодня в нем куда горше проявляется бурлящее внутри раскаяние, которому нет и не может быть выхода, острее становятся реакции на поступки и слова принца, сыгранного молодым японским артистом Тадаси Тасибана очень интересно и необычно. Его Гамлет – в сущности, мальчишка, попавший в клубок трагических событий и опутанный ими, как Лаокоон змеями.  Пытаясь бороться с неправедностью, лживостью, предательством, он невольно сам вступает на путь зла. А Офелия в исполнении японской актрисы Кумико Тасибана  непривычно умело владеет законами двора, она не столь наивна, сколь взбалмошна, оттого и не выдерживает ее разум потери главной опоры, сурового и все знающего отца…
 Спектакль произвел сильное впечатление эмоциональным напором, жестким ритмом, пластической выразительностью, и, конечно, современностью решения. Надо обладать немалым мужеством, чтобы спустя годы и десятилетия уметь пересматривать, переосмысливать и уточнять в соответствии со временем собственную, выстраданную концепцию. А то, что она была у Валерия Беляковича выстраданной, никто из тех многих, помнящих спектакль, не усомнится.
Он превосходно ставит спектакли веселые, смешные, замешанные на «капустнической» эстетике, порой с перехлестом, на грани…
 И эти спектакли очень ценят и любят зрители, которые с удовольствием приходят в маленький зал на Юго-Западе, чтобы посмеяться, повеселиться. Вот уже много лет по случаю разных праздников играется представление под названием «Встреча с песней» - впервые эти пародийные номера на темы советских и зарубежных песен играли в театре как подарок на свадьбу Виктору Авилову и Галине Галкиной. С той поры и утвердился этот песенный спектакль в репертуаре, и попасть на него практически невозможно! Сегодня его играют уже совсем молодые артисты югозападной труппы, почти полностью заменились номера, но успех продолжает сопутствовать каждому представлению.
 Признаюсь,  я и сама смотрела «Встречу с песней» много раз, получая удовольствие, но все-таки подобные «экзерсисы» я люблю гораздо меньше.  И не потому, что считаю себя человеком строгим, серьезным и занудным – просто, впервые попав в Театр на Юго-Западе, я оценила здесь глубину мысли, невымышленность боли и… так и осталась приверженной навсегда спектаклям Валерия Беляковича, где эти боль и мысль правят действием. Из спектакля последних сезонов я выше других ценю «Кукол» испанского драматурга Хасинто Грау с пронзительным финалом, когда на сцену выходит сам Валерий Белякович и произносит им самим написанный монолог о театре, об актерах, о жизни, какой она сложилась вопреки всему, о чем мы мечтали. Или «Дракулу» - популярную страшилку, в которых речь идет о вещах очень и очень важных: о том, как надо уметь любить и ждать встречи с потерянным человеком. Она непременно состоится эта встреча, даже если ждать ее надо несколько столетий. Наверное, нужно обладать какой-то совершенно  особенной чуткостью и душевной ранимостью, чтобы вычитать в романе о страшном вампире именно этот мотив – горький, пронзительный, очень человечный…
Человек, внешне очень открытый, веселый, демократичный, охотно общающийся с самыми разными людьми, Валерий Белякович на самом деле совсем другой: он погружен в свое дело  без остатка – книги, музыка, вот что является его подлинным кругом. Кругом общения и интересов. Кругом существования.
 И еще одно очень важное качество Валерия Беляковича нельзя не отметить: время показало, что он – замечательный педагог. Ведь Театр на Юго-Западе начинался с непрофессиональной, любительской труппы, объединившей тех, кто начинал у Беляковича в библиотеке Вострякова, и тюмовцев, с которыми работал совсем молодой тогда студент театрального института. Постепенно все они стали настоящими профессионалами, а потом труппа пополнилась и профессиональными артистами  - там, где Белякович ставил спектакли, обязательно находились артисты, готовые бросить все и уехать за этим режиссером хоть на край света. Край не край, а на окраине Москвы они обрели себя. Постепенно начали рваться в театр молодые, только закончившие свое театральное образование – их не смущало то, что в этом театре надо было уметь делать все: шить костюмы, изготавливать реквизит, работать ос светом и звуком, делать мелкий и не совсем мелкий ремонт. Для начала надо было научиться жить в этом театре, а потом уже овладевать той эстетикой, которую проповедует Валерий Белякович. И сегодня труппа Театра на Юго-Западе – это монолит, это единая школа, единый почерк, единое устремление.
Последние годы Валерий Белякович преподает в РАТИ, и его выпускники пополняют труппу естественно и органично. Наверное, преподавать ему не слишком трудно – ведь по первому своему образованию он педагог, преподаватель литературы. И учительство в самом высоком и забытом смысле того слова является одной из главных составляющих его театрального, режиссерского и актерского дарования. Об этом свидетельствуют спектакли, поставленные в Театре на Юго-Западе в 70-80-е годы ХХ столетия, когда так мало было разрешено и так много запрещено. Для Валерия Беляковича запретов не существовало; пользуясь статусом любительского театра, он позволял себе многое во имя того, чтобы открыть нам глаза, чтобы сделать нас выше и чище, чтобы заставить нас задуматься и пострадать. И это удалось ему в полной мере. Потому и не иссякают любовь и благодарность этому Театру, который построил Валерий Белякович от первого гвоздя до сегодняшних триумфов.
 …Время несется стремительно, и, наверное, Валерий Белякович сам не осознает, что ему исполняется 60 лет. Возраст двойственный – с одной стороны, лета не мальчика, но мужа, с другой же – еще достаточно сил, чтобы сделать то, что еще не сделано; чтобы сыграть то, что еще не сыграно; чтобы воспитать учеников и еще не раз прославить в мире свой  театр; чтобы написать новые рассказы, которые он пишет в последние годы так же, как ставит спектакли – изобретательно, весело, ч суть солоноватым юмором и… все с той же, вечно ему присущей болью о человеке, о несовершенстве нашего бытия.
Свой юбилей он хотел встретить в одиночестве, с книгами и музыкой, на природе. Не думаю, что это удастся ему – слишком много людей любят Валерия Беляковича и захотят нарушить его затворничество. Скорее всего, так оно и случится – ведь его юбилей, это праздник разноликого, шумного дома.
 Дома, который построил Он…

Наталья Старосельская • журнал «Планета красота», №7-8, 2010 года • 07.2010