Наталия Колесова • Газета «Афиша», Студийно-театральная Москва, 2-92, февраль 1992 год • 02.1992

Дракон умер, да здравствует… «Король»

Главная / Пресса / Сезон 15

 Театр «На Юго-Западе» знаменит многими постановками пьес, поразительно злободневных независимо от времени их создания. Когда-то в этом смысле лидировал «Дракон» Е. Шварца, обретший «второе дыхание» после августовских событий; затем – «Вальпургиева ночь» Венедикта Ерофеева. Теперь, похоже, настал час пьесы Э. Ионеско «Король умирает». Написанное в жанре сатирической абстракции с элементами трагической аллегории одно из последних произведений Ионеско во многом перекликается с нашей действительностью. Но исторические катастрофы и противоречия общественных систем преодолеваются пророчествами французского драматурга с блеском и легкостью.
Валерий Белякович, на этот раз, не только поставивший спектакль, но и сыгравший в нем главную роль (король Беранже I), избрал  жанр трагического фарса. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: преобразились стилистика игры и пластика актеров, сменились ритмические и световые акценты. Даже завсегдатаи театра были озадачены – неожиданностью перемен. Белякович «сконструировал» такие костюмы и сценографию, что рассказывать о них бессмысленно. А «продавать» то, тчо вызвало бы «смерть от зависти» главных парижских пижонов-кутюрье Тьерри Мюглера и Жана-Поля Гольтье – обидно. Поэтому я призываю вас – один раз увидеть.
Король Беранже I, похоже, станет не меньшим достижением Беляковича-актера, чем Клавдий в «Гамлете». Бесконечны оттенки недоверчивого и противоестественного расставания героя с жизнью. Ложные финалы, обманы, закольцованность драматургии с каждым «кругом ада» приближают героя к познанию, а зрителей – к неизбежной развязке. Когда на наших глазах на лицо только что живого, капризного и упрямого правителя ложится тень смерти, - это завораживает. Умирая, король будто вырастает в монументальный памятник самому себе.
В спектакле театра утверждение, что «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым», справедливо лишь наполовину. Государство, размеры которого сузились до территории дворца, где в живых остались лишь «монголоиды, гидроцефалы и олигофрены – и те катастрофически стареют»; где кабинет министров, уйдя на каникулы, пытается ловить рыбу руками, чтобы накормить население, - такое государство достойно жалости.
«Замолчите! – бросает уходящий в небытие король остаткам своего народа. – Я не нуждаюсь в вашей памяти!»

Наталия Колесова • Газета «Афиша», Студийно-театральная Москва, 2-92, февраль 1992 год • 02.1992