Анна Коваева • газета РОССИЙСИКЕ ВЕСТИ, №1-2 (1803-1804), 18-24 января, 2006 года • 18.01.2006

Дракула на фоне бездны

Главная / Пресса / Сезон 29

В Театре на Юго-Западе есть знаковый спектакль «Дракула» - вольная интерпретация режиссера Валерия Беляковича по роману Брема Стокера. Как и полагается в рассказе про вампиров, все здесь не столь страшно, сколько красиво. Переступить зазеркалье предлагают зрителям, которые иногда тоже отражаются в зеркале Вечности.

Казалось бы, что может театр сказать с помощью своих выразительных средств, если кинематограф во всей «кровавой красе» уже представил ужасного Дракулу? Конечно, театр не стал мериться силами с возможностями современного кино. Он пошел своей дорогой. Дракула (Алексей Матошин) на Юго-Западе выгодно отличается от своих «предшественников». Имеется в виду, конечно, не столько граф-вампир, живший в ХV веке в Трансильвании, сколько все его кинематографические, литературные и музыкальные образы, которые нам знакомы по художественным фильмам, романам, балетам, мюзиклам. И вот что интересно: с каждым новым произведением фигура графа становится для нас все более привлекательной. А ведь этому одному из самых кровавых персонажей литературы и истории, перекочевавшему в наш век и перенесшему мистическую готику старой Европы, исполнилось 600 лет. Он интересен не столько внешне, скорее внутренне, потому что зрителя умиляет его жажда крови и ... любви. Героя, образ которого создал Валерий Белякович, жалеют, ему сочувствуют и пытаются понять, что все-таки является главной проблемой в этой драме: вечная жизнь, о которой мы ничего не знаем, или человеческая агрессия как защитная реакция на страшные «проказы» судьбы, или все-таки ...любовь, не страшащаяся ни холода, ни пламени, ни одиночества? Да, она выше и сильнее всех катастроф, и земных, и небесных. Да, она всесильна, но в данном случае только на земле. Ведь Дракула - не просто герой-любовник, сексуальная привлекательность которого неотделима от его сверхъестественных желаний, он - вечно живущий мертвец, не принадлежащий ни к миру живых, ни к миру мертвых. Что же все-таки произошло с ним?

Он стал жертвой людского коварства и несправедливости. Самоубийство любимой жены Елизаветы, получившей ложное известие о гибели мужа, превратило графа в вампира, обреченного на поиски утраченной любви. И когда он находит свою возлюбленную, вновь явившуюся на землю в облике Вильгельмины (К.Дымонт), то все его действия сводятся лишь к одному - вернуть прошлое. Да и сама Вильгельмина мечтает уйти с графом в прошлую жизнь, где они любили друг друга. Новая встреча влюбленных не может соединить их. Они могут быть вместе лишь на краткий миг человеческого бытия, а потом - снова потеря, снова беда. И так бесконечно...

Трагедия этой любви не может оставить нас равнодушными. Ибо обретения и потери - суть человеческого существования. А если к ним присоединяется ощущение вечного одиночества там, в другой жизни, то грусть поселяется в нашей душе. Белякович добивается с помощью антуража большого сценического эффекта, хотя спектакль не имеет ничего общего с кровавыми сценами, где можно увидеть вурдалаков, упырей и прочую нечисть. Он скорее о любви и агрессии - о двух началах, заложенных в современном человеке. Сюжет стал достоинством спектакля. Дракула «часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Конечно, зритель вряд ли согласится с такой простой разгадкой тайны графа Влада. Но за сказочной красотой сценографии, за ярким сюжетом об извечном мистическом герое, Валерий Белякович все же заставляет нас лишний раз посмотреть в зеркало на себя и задуматься о добре и зле, о любви и вечности...

Анна Коваева • газета РОССИЙСИКЕ ВЕСТИ, №1-2 (1803-1804), 18-24 января, 2006 года • 18.01.2006