Ольга Игнатюк • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №9-169, май 2014 года • 05.2014

Экзамен у студентов РУТИ курса В. Беляковича

Главная / Пресса / Сезон 37

Весной первокурсники актерско-режиссерского отделения, руководимого народным артистом РФ Валерием Беляковичем в РАТИ, сдавали свой итоговый экзамен. Я знаю многих учеников Беляковича, играющих на сцене, а в этот раз захотелось взглянуть на сам учебный процесс, окунуться в его технологию.

Отметим, что все эти студенты - заочники, и этот курс - уже третий по счету, выпускаемый Беляковичем. Важность заочного обучения ясна, оно необходимо как воздух всем актерам и режиссерам, не получившим вовремя специального образования. И география, например, этого курса очень широка: здесь молодежь из Смоленска, Хабаровска, Севастополя, Новосибирска, Краснодара, Саратова, Нальчика. А выпускники предыдущих курсов давно работают во многих городах страны.

Студенты приезжают в РАТИ на месяц, проходя здесь интенсивные занятия по всем театральным дисциплинам. А главное - погружаются в живую практику сцены, благодаря тому, что проводят весь этот месяц именно в Театре на Юго-Западе, руководимым Беляковичем и предоставившем в своих стенах и кров, и стол, и дом. Здесь у них идут занятия по сценическому движению, танцу, речи и мастерству, здесь они ежедневно варятся в настоящем театральном процессе и имеют возможность посмотреть все спектакли мастера, у которого они учатся.

Программа экзамена состояла из серии самостоятельных режиссерских работ, тема которых - русские пословицы и поговорки. И мы окунулись в современную мифологию старых, как мир, пословиц, предлагавших нам ироническую философию нового молодого поколения. "Милые бранятся - только тешатся", "Один в поле не воин", "Всех любить - сердца не хватит", "На то и щука в реке, чтобы карась не дремал" и многие другие превратились в объемные истории и сюжеты о людском бытии в разных его ситуациях, вместивших в себе и пословицы, и всю окружающую жизнь.

Вот забавная история о том, как совершенно посторонний человек вернул душевное равновесие девчонке, покинутой возлюбленным. Вот история о современных Подколесине и Агафье Тихоновне. И еще один сюжет о предложении руки и сердца, роковым образом не состоявшемся. А вот - о "горячем сердце" юной красавицы, обжигаемом бесконечной вереницей кавалеров. Саркастическая зарисовка об Италии, где наивная русская туристка "повелась" на местного авантюриста-сердцееда. Есть и японский лирический сюжет. И общечеловеческий: где двое мечтают разойтись, но оказываются сцеплены друг с другом крепкими резиновыми нитями, которые сильнее всего на свете. Да, кругом любовь, страдания, чувства - как и положено молодости.

Были сюжеты социальные, политические, сатирические, да и многое еще. Было и режиссерское решение сына Валерия Беляковича, Романа: он, работая сейчас на телевидении, тоже учится на этом курсе, желая продолжить дело отца.

И вот что интересно: все эти мини-спектакли, их режиссура и их исполнители оказались похожи на своего мастера, как говорится, "по всем падежам". Переняв от своего учителя природу "сильно заряженного искусства", энергично и жестко схватывающего реальность. они оказались отмеченными "печатью Беляковича", узнаваемой везде и всегда.

Задача первого курса - развитие психофизики и актерской фантазии, достижение свободы собственного тела (поскольку главная информация о персонаже, как учит Белякович, считывается в основном из движения). Действительно, в этих экзаменационных показах было минимум слов и максимум пластического креатива, так свойственного молодости. Даже в разминочный этюд "Фитнес" внесены интрига и авантюра, над которыми мы смеялись от души.

Все эти режиссерские опусы отмечены ярким мышлением и свободой фантазии, столь необходимыми постановщикам. Здесь оказалось мало "бытового реализма" и много эксцентрики, буффонады и фарса, явивших отражение театра Беляковича во всем его блеске и уникальности. Да, все эти студенты умели зажечь публику. Их веселый интеллект, насмешливый артистизм и экзотические кульбиты очаровывали, а энергия, ирония и юмор не могли не вызвать уважения.

После экзамена мастер курса, как им положено, подписывал зачетные книжки, выводя во всех "отлично". На вопрос, почему у всех одинаковые оценки, Белякович ответил: "Конечно, степень одаренности у них разная, а "пятерка" всем - за одинаковое рвение и самоотдачу".

Можно было бы отдельно рассказывать об атмосфере всеобщего обожания, окружающего этого мастера на его курсе. Студенты смотрят на него преданно и влюбленно, одна девочка из Новосибирска сказала мне: "Вы знаете, для нас он - просто Бог!" Я не могла не согласится с этим, поскольку харизма и магия этого человека мне давно известны. Теперь все эти замечательные студенты разъедутся по своим городам, неся в себе ген этого театра.

Оригинал статьи тут

 

Ольга Игнатюк • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №9-169, май 2014 года • 05.2014