Нинель Щербина • газета "Российские вести", №31 (1739), от 8-14 сентября 2004 г • 08.09.2004

Гамлет Московского уезда

Главная / Пресса / Сезон 28

Когда уходит из жизни актер, которого можно назвать большим художником, остается не только горечь потери, но и какая-то пустота в театральном пространстве. Место Виктора Авилова занять очень сложно. Он один из тех актеров, который всегда был (а вернее, жил) на передовой.

По мнению его коллег, он работал на сцене так, как будто этот день был последним. Независимо от того, какую роль он исполнял, в каком действе участвовал: в драме или комедии, играл широко, с размахом и в то же время легко и чуть-чуть весело. И даже уходя со сцены на минуту, чтобы вернуться в другом акте, он оставлял нам какой-то след, который, казалось, еще трепещет в воздухе. Не случайно же критики говорили, что у актера такого размаха, такого таланта и с такой внешностью не может быть конкурентов. У него их и не было. Он почти все годы своей жизни посвятил Театру на Юго-Западе. А начинал он более 25 лет назад с того, что однажды Валерий Белякович предложил своему младшему брату Сергею сделать спектакль. "А тот предложил в актеры Рыжего - "он анекдоты клево рассказывает" - своего одноклассника Виктора Авилова. Согласился и тот, добрать остальных энтузиастов было дело техники", - вспоминает главный режиссер театра Валерий Белякович. Произошло это осенью 1974 года, когда театральные энтузиасты времен застоя приступили к первым репетициям и к концу ноября выдали свою первую премьеру "Женитьба Коли Гоголя". Успех был ошеломляющим.

Кем же был на сцене Виктор Авилов? Гамлет, Мольер, Ланцелот, Хлестаков, Беранже - эти роли, как и многие другие, принесли ему известность, а кино - большую популярность. Вспомните: "Узник замка Иф", "Двадцать лет спустя", "Зимняя вишня", сериал "Петербургские тайны" ... - свыше сорока фильмов. Что касается "Гамлета", то успехом спектакль, помимо режиссерского решения, был обязан исполнителю роли Датского Принца Авилову, это действительно была судьбоносная роль заслуженного артиста России. Хорошо запомнился зрителям и спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре на Юго-Западе, когда зрители в течение пяти часов неотрывно с восторгом смотрели на сцену, где Воланда играл Авилов. Разделить героя и исполнителя в те минуты было трудно. В одном из своих интервью Виктор Авилов сказал, что эта роль для него значима, что Воланд и в жизни допекает его время от времени. Но он сумел справиться с оголтелостью в себе, поскольку именно в этом состоянии Воланду легко нас достать и напугать. И я с Богом, сказал он, правда, чем дальше, тем чаще, хотя в нашей жизни это так трудно. Похоже, предчувствие катастрофы в последнее время не покидало его...

Нинель Щербина • газета "Российские вести", №31 (1739), от 8-14 сентября 2004 г • 08.09.2004