Ольга Игнатюк • журнал ПЛАНЕТА КРАСОТА, №01-02 (131), февраль 2014 года • 02.2014

Гитаристы

Главная / Пресса / Сезон 37

Валерий Белякович всегда готов рискнуть на публике зрелищем, у которого даже нет еще жанра. Название жанра придумается потом, а на премьере режиссер объявляет свежее "неопознанное" сочинение, только что вышедшее из-под пера - "Гитары". Впрочем, зритель-то понимает, что перед ним вторая часть диптиха, первой частью которого стали "Аккордеоны", возникшие в Театре на Юго-Западе три года назад.

Для этого спектакля режиссеру не нужна была пьеса. Это его личная рефлексия на тему гитары - и абсолютно авторское, спонтанное поэтическое высказываение. Конечно же, ка и принято у Беляковича - чистый эксклюзив, повторить или скопировать который невозможно. Вероятно, можно было бы назвать сей опус и "Все о гитаре", и "Миф о гитаре", и "Философия гитары", и - пожалуйста - "Плач и смех гитары" - поскольку автор на наших глазах создает свой собственный миф о гитаре и ее философию, предлагая нам целое путешествие по разным культурам мира.

На сцене же происходит следующее. Из бликов света и тьмы появляются шесть гитаристов, в которых мы сразу узнаем виртуозов своего дела, а также блестящих акробатов, фокусников, авантюристов и ловкачей. Играют они упоительно - и мы до конца остаемся в недоумении - как режиссеру удается обучить своих актеров гитарному искусству. Впрочем, мало ли на Юго-Западе загадок и тайн.

Гитарное путешествие, как из желудя, возникает, конечно же, из Лорки: "Начинается плач гитары..." Тем временем число гитаристов стремительно увеличивается, заполняя сцену до отказа и являя нам всю труппу Юго-Запада. (А в руках Карины Дымонт самая маленькая, гавайская гитарка под названием "укулеле"). Сразу же затевается какое-то неописуемое энергетическое брожение, гул музыки и голосов, атака пения и танца - мгновенно бросающие нас в драйв неистового ритма, в котором мы безостановочно несемся, вовлеченные в эту гитарную оргию и не имеющие ни секунды передышки.

В этом гитарном празднике, где каждый, обгоняя другого, блистает талантами, от музыки и вокала до акробатики и чтецкого жанра, нашлось место всему, что мы хотели бы узнать о гитаре, но ленились спросить и даже не предполагали увидеть. Вот групповое исполнение знаменитой "Бричмуллы", превратившееся в захватывающий сюжет. Вот конкурс бальных танцев в гитарных ритмах с лихим жюри и награждением победителей. Вот роскошная ария Фигаро в исполнении лирического баритона Константина Курочкина (напрасно обошедшего стороной шоу "Голос"). "Бесаме мучо" - как же без нее. А вот лысый скучающий маэстро-гитарист (Андрей Санников), играющий на заказ "Вальс цветов" из "Щелкунчика": изнывая от тоски, сползая спиною по стене и неоднократно засыпая от собственных монотонных пассажей, он в итоге не выдержал и застрелился. И фантастический хачатуряновский вальс из "Маскарада", исполняемый гитарами в вихрях русской снежной ночи, напомнившей нам пушкинскую "Метель". Перед нами и эротические сюжеты как вечная тема тема гитарного направления, подкрепленные страстной и пылкой хореографией. Ну, и сама гитара, с ее прекрасными недвусмысленными формами, как эротический символ и объект страсти.

Нашло здесь место и стихам о гитаре, и мы слышим Бродского, Пстернака, Рыжего, Гумилева, Окуджаву, Брюсова, когда-то вдохновлявшихся этим магическим инструментом . Тут и "жестокие романсы", без которых гитара немыслима. Песни, арии, монологи, душевные выплески, сердечные муки. Любовные откровения. Мелодии испанские,  мексиканские, американские, цыганские, русские кабацкие, советские. Цыганщина - вообще вне конкурса как "наше все". И даже русская молитва нашла себе место в гитарном строе. Стоит ли говорить, как все это волнует душу, схватывает сердце. И описывать сейчас всю эту гитарную симфонию - истинное удовольствие.

Перед нами необычайно интенсивное авторское высказывание, обладающее широким спектром воздействия на души самого разного зрителя. Панорама образов, мыслей и чувств, проходящая перед нами, уносит нас в параллельную реальность, где гитара равна целому миру, дарящему бездну ассоциаций и эмоций, которых мы, возможно, еще не знали. Сменяются мелодии и настроения, темы и темпы, нас несет и крутит эта неистовая река звука и танца, в которой сумасшедшая страсть к движению равна страсти к самой жизни.

Подумать только: всего один музыкальный инструмент породил на сцене целое столпотворение культур, осуществив грандиозное путешествие по странам, континентам и чувствам. Гитара же предстала перед нами как тема, источник и символ искусства, а также самой жизни. Философия гитары явилась здесь с исчерпывающей полнотой. Подарив нам целую жизнь, прожитую в ее музыке.

Ну и, конечно, нам вновь явлен фирменный юго-западный тип хорового, массового лицедейства, где каждый становится вдохновенным исполнителем всевозможных жанров. Белякович блестяще демонстрирует нам палитру актера его школы: пение, танец, драма, акробатика, поэтическое слово, эксцентрика, циркачество... Вся эта банда юго-западных гитаристов - отчаянные весельчаки, пародисты, виртуозы и пройдохи. Их страсть - веселье и загул без границ: куролесить, хулиганить, паясничать, превращая самое серьезное в смешное. Смешивая в одном флаконе трагизм и смех, философичность и легкомыслие. Позиционируя радость жизни как основу бытия.

Ольга Игнатюк • журнал ПЛАНЕТА КРАСОТА, №01-02 (131), февраль 2014 года • 02.2014