Нехорошо смеяться над слабостями других, когда у самого такое хрупкое сердце.

Карло Гольдони

Венецианский адвокат Карло Гольдони больше известен как великолепный драматург. Его увлечение театром началось еще в студенческие годы и с тех пор сопровождало его всю жизнь.


О родителях драматурга практически не сохранилось сведений, зато доподлинно известно, что Гольдони учился в иезуитской школе в Перудже и посещал доминиканскую в Римини, позже изучал юриспруденцию и философию в Венеции, Павии, Удине и Модене, где и закончил курс.
Он начал юридическую карьеру в качестве секретаря вице-канцлера криминального суда в Кьодже, в 1729 – в Фельтре. Но гораздо больше его привлекал театр: он перечитал всех римских драматургов, часто посещал спектакли, водил компанию с актерами. В Фельтре он выступил как актер в спектакле по либретто Пьетро Метастазио «Покинутая Дидона», который сам же и поставил, и поставил две свои пьесы «II buon padre» и «La cantatrice», имевшие успех.
С 1731 года имеет собственную адвокатскую практику, параллельно пишет тексты для одной из венецианских трупп, выполняя обязанности ассистента Доменико Лалли. В этот период появились его первые большие пьесы — трагедии «Велизарий», «Розамунда», комедия «Венецианский гондольер». В 1743 году Гольдони был вынужден в поисках более доходной адвокатской практики уехать в Тоскану. Здесь он написал комедию «Слуга двух господ» (1745год). Только в 1748 году, заключив договор с Джироламо Медебахом, чья труппа играла в театре Сант-Анджело, Гольдони смог не только вернуться в Венецию, но и навсегда оставить юриспруденцию, сосредоточившись на литературной работе. Большой успех имели его комедии «Обманщик» (1750 г.), «Кофейня» (1750 г.), «Трактирщица» (1753 г.).
В 1761 году Гольдони навсегда уехал из Италии в Париж. Здесь он был драматургом при Итальянском театре и преподавал итальянский язык дочерям короля. Написанная им по-французски комедия «Ворчун-благодетель» (1771 г.) принесла Гольдони европейскую славу. В 1784 - 1787 гг. были написаны "Мемуары Карло Гольдони". Драматург умер в Версале 6 февраля 1793 года, за день до того, как Конвент принял решение о назначении ему пенсии.
Литературное наследие Гольдони — 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Главное литературное значение пьесы Гольдони в прорисовке характеров; здесь он шёл по следам Мольера. Его реформа итальянской драматургии заключалась в замене шаблонных четырёх масок реальными характерами, взятыми прямо из жизни, грубой, в основном импровизированной арлекинады - тонкой и серьёзной игрой актёров.

"Слуга двух господ"

"Трактирщица"

 
Вернуться на страницу библиотеки