Галина Облезова • Газета «Вечерняя Москва», 4 апреля, 2000 год • 04.04.2000

Хотели про любовь…

Главная / Пресса / Сезон 19

В Театре на Юго-Западе возобновлен «Дракон» Евгения Шварца.
 

Спустя почти 20 лет после первой постановки этой сказочно-политической притчи режиссер Валерий Белякович решил сделать просто сказку «Дракон». С вечным сюжетом сказок всех народов мира – о прекрасной девушке и благородном рыцаре, полюбивших друг друга с первого взгляда и прошедших все испытания, чтобы в конце концов сыграть свадьбу и зажить долго и счастливо. А обязательные в сказках Добро и Зло должны были стать космополитичными, без аллюзий и узнаваемости реалий, что за стенами театра.


Режиссер дал роль Эльзы потрясающе красивой и пластичной А. Филипповой (вообще в последнее время театр Беляковича из ярко выраженного «мужского» превращается как минимум в «смешанный», женская половина труппы заявляет о себе все интереснее). В роли Ланцелота – мужественно-обаятельный С. Неудачин. Бургомистр (А. Горшков) похож на толстых злодеев с картинок старинных книжных изданий братьев Гримм, а Дракон, точнее, три его головы (М. Шахет, Е. Сергеев, М. Белякович) – не узнаваемо бытовые, как в пьесе, а инфернальны, как и полагается в сказках. Еще Белякович словно бы очистил шварцевский текст, убрав из него все ставшие привычными акценты, и актеры произносят его будто в радиотеатре, где слова – основное и их нужно произносить четко и с соблюдением пунктуации.
Ну и раз сказка, на нее стали ходить дети, их на «Драконе» в зале больше, чем  взрослых. Ведут себя адекватно. Будучи поколением, не отягощенным историческим знанием и не желающим «грузить» себя проблемами недавнего прошлого, смотрят сказочный «экшн», как ежевечерний телебоевик. Взрослым немного скучновато, поскольку наш продвинутый зритель-театрал непременно социален.
Он надеется и ждет – и своего-таки дожидается! Ключевой в спетакле становится фраза поверженного и тут же всеми преданного Дракона: «Надо было скроить хотя бы одну верную душу…». После этого душевный стриптиз, который устраивают «прожженные души, дырявые души, мертвые души», выпадает за сказочные рамки и погружает зал в стихию совсем нетеатральной пошлости, в которой мы живем, не имея возможности ни выключить прожектора, ни опустить занавес. Маленькая девочка, сидевшая возле меня, толкнула маму: «Правда, как в жизни?». Правда. Такую вот сказку написал Шварц, что никак она не перестанет быть былью. Опять Россия «от Сталина до Путина» с предательством на всех уровнях, как образом существования.
Но все-таки Белякович старался не зря. Лучшей сценой  спектакля стала цена объяснения Эльзы и Ланцелота: «Ах, разве знают в бедном вашем народе, как можно любить друг друга?..». актеры играют пронзительно и нежно. Играют бескорыстную и жертвенную любовь, которой так мало в сегодняшней жизни, в которой эльзы выходят замуж за власть имущих драконов или изворотливых бургомистров и вовсе не умирают от отвращения. Но в спектакле любовь побеждает и изворотничество, и конформизм. Поколение-next аплодирует и даже, кажется, верит.

Галина Облезова • Газета «Вечерняя Москва», 4 апреля, 2000 год • 04.04.2000