Ольга Игнатюк • журнал "Театральная афиша", март 2003 г • 03.2003

Ирина Бочоришвили: "Мне по плечу любая роль"

Главная / Пресса / Сезон 26

Заслуженная артистка России Ирина Бочоришвили в марте отмечает свое 50- летие. Самая экстравагантная женщина Театра на Юго-Западе, она приезжает на работу на велосипеде. И является единственной актрисой Москвы, построившей параллельную карьеру художника по костюмам. Её эпатажные костюмы – абсолютное выражение ее собственной экспансивности, также как она сама- воплощение духа Театра на Юго-Западе. Брать у нее интервью – неблагодарное дело. Не получишь ни одной четкой формулировки. Речевые потоки импульсивны, стихийны, неуправляемы – темперамент захлестывает, и беседа все время теряет запланированные очертания.

- В театре все называют вас «Боча». Мне эта «кличка» нравится. А вам? Что, у всех ваших актеров есть подобные имена?
- Ага. У Гришечкина, например, была кликуха «Гриня», у Авилова – «Авилыч», у Сережи Беляковича – просто «Серый». И моя – «Боча» - давно уже звучит как само собой разумеющееся, практически псевдоним. Которым, кстати, я еще во время студенчества в Архитектурном институте подписывала свои эскизы.

- Так вы закончили архитектурный?
- Факультет градостроительства.

- И как же оказались в театре?
- Да, как говорится, «и кой черт занес меня на эту галеру?» А ведь когда я сюда шла, мне даже не важно было именно актерствовать. Просто однажды я увидела здесь спектакль «Урок дочкам», и он был таким смешным, таким прелестным, что невозможно было не захотеть стать этому театру хоть чем-нибудь полезной! И я пришла прослушиваться только для того, чтобы вообще сюда попасть, а другого способа я не знала. Это был 1979 год. Явилась я на Юго-Запад уже взрослым человеком, поскольку у меня уже тогда подрастал сын.

- Помните, какой вы были тогда, в 1979 году?
- Не знаю, какое имелось у меня амплуа. Во всяком случае, был сильный голос, я прилично пела и достаточно уверенно себя вела… А первой моей работой стала Сваха в гоголевской «Женитьбе», которую я приняла так, как дети принимают игру. Вот так – играючи – все и дальше пошло, без всяких комплексов актерского величия.

- Так вы не заканчивали театрального вуза?
- Нет, я проходила университеты моего режиссера Валерия Беляковича и моих замечательных партнеров на сцене.

- А сколько всего ролей вы сыграли в театре? Я попыталась сосчитать – но, увы, сбилась.
- Может быть, около двадцати пяти – я ведь тоже в точности этого не знаю. Но очень люблю, например, роль Людмилы Гурченко в спектакле «Встреча с песней» (у меня там целая серия ролей, в том числе Лолита из кабаре-дуэта «Академия» и Валерий Леонтьев), не меньше люблю совершенно бессловесную роль в гоголевских «Игроках»…

- А какие считаете магистральными?
- Знаете, у нас в театре нет разделения на актеров крупных и мелких ролей. Каждый играет то, что может сыграть сегодня. Вот у меня одновременно и сваха, и Мадлена Бежар из булгаковского «Мольера», а это совершенно полярные стихии: комедия-гротеск и драма. А в «Старом доме» я играла интеллигентнейшую Юлию Ивановну, полюбившую соседа-школьника… И королева Гертруда в «Гамлете», леди Макбет в «Макбете» - тоже мои любимые роли.

- И Цезония в «Калигуле», и Гелла в «Мастере и Маргарите», госпожа Пичем в «Трехгрошовой опере», и королева в «Жаворонке». Как же удается делать столь разножанровые работы?
- Мой принцип таков: лично я всегда « в дистанции» и «над ролью». И никогда не ныряю в обстоятельства пьесы с головой.

- Это кстати, общий принцип Театра на Юго-Западе.
- Предпочитаю не «верить», а «обманывать». Этот прием экономичнее, так меньше теряешь сил.

- Как только вы выходите на сцену, всем сразу становится ясно, какой у вас крутой нрав. Вам самой не кажется, что у вас мужской характер?
- Мне кажется, что у меня крутой женский характер…А вообще-то ничего подобного: я очень мягкий человек и бесконечно добрый. Злой бываю лишь в работе.

- На сегодняшний день почти все спектакли Юго-Запада одеты в ваши костюмы «от Бочоришвили». Как получилось, что вы одновременно стали знаменитым в Москве художником по костюмам?
- Когда я сыграла одну из первых ролей, Сваху, то уже сама себя и одела! Ну, а первая серьезная работа – «Мольер». Нам надо было ехать с ним в Англию, а одет он был «из подбора», да и пообтрепался, вот я и взялась за костюмировку. Ну, а потом было все остальное: «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Укрощение строптивой», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Щи», «Чайка»…

- Стиль этих костюмов всегда эксклюзивен. Это «стиль Бочоришвили». Костюм, производящий шоковый эффект. «Укрощение строптивой» - это фонтаны эпатирующего цвета и форм. «Самоубийца» - триумф кроя, от которого зритель просто в истерике. «Сон в летнюю ночь» - марево эротичных веночков на головах и обнаженных бедрах фавнов… И все, что вы придумываете, пенится юмором и куражом, все чертовски весело и отчаянно. Да, отчаянный стиль! Скажите как авторитет: что главное в костюме?
- Для меня важно ощущение: я с этой задачей могу справиться – хотя, может быть, пока и не знаю, как. Я не разделяю в костюмировке главные роли и второстепенные. И король, и слуга должны быть стильно одеты. Вот посмотрите, с каким одинаковым шармом все одеты в нашем «Мольере». В «Укрощении» тоже, взгляните – одинаково «наворотистые» все. Или «На дне»: сначала попробовали сделать обитателям ночлежки традиционную «бомжеватую» одежду, но видим – что-то не то. И когда я приодела их всех в белое – все стало на место.

- Кто же вам дороже – Ирина Бочоришвили – актриса или художник?
- Я не отношусь к себе с придыханием, типа «ах», я актриса! Но в себе как в актрисе я абсолютно уверена. Мне по плечу любая роль. Я никогда не впадаю в актерскую рефлексию, я просто беру и делаю, что мне предложат. И ко всему отношусь одинаково серьезно, и к моему актерству, и к моим сценографическим опытам. Я легко включаюсь в любую игру и в любую идею, которая идет от Беляковича, я – легкий человек!

- Ваши последние костюмы ко мхатовскому «Горячему сердцу» в постановке Беляковича вызвали у зрителя шок. Откуда шел замысел?
- Он возник чисто импульсивно, от слова «карусель», произнесенного Беляковичем. На сцене ведь действительно кружилась карусельная конструкция, ну и в моей голове сразу замелькали красно-сине-белые цветовые пятная сарафанов, как в вятской игрушке. Получились, правда, забавны и прикольны дамы в сарафанах, мужики в комбинезонах.

- Всех потрясли «лесные разбойники» - невероятные, смахивающие на белых динозавров в сине-красный горох и сразу прозванные «сперматозоидами»!
- Да, идейка ничего. И отдадим должное смелости руководителя МХАТа им.Горького Татьяны Дорониной, поддержавшей ее.

- Вы известны в театральных кругах как личность колоритная. Интересно, какие мужчины пользуются успехом у такой экстравагантной особы?
- Я люблю мужчин, которые по-настоящему что-то делают – пусть они крутят гайки, копают огороды или водят трактора… Но лучше добавьте обо мне вот что. Мое архитектурное образование всегда рождало ощущение того, что я со всем могу справиться. Ведь архитектор – это главный строитель, правда? Я вот и роли свои подспудно «строю». А мои костюмы – это тоже строительство, конструирование.

- Вы известны в театральных кругах как личность колоритная. Интересно, какие мужчины пользуются успехом  у такой экстравагантной особы?

- Я люблю мужчин, которые по-настоящему что-то делают – пусть они крутят гайки, копают огороды или водят трактора… Но лучше добавьте обо мне вот что. Мое архитектурное образование всегда рождало ощущение того, что я со всем могу справиться. Ведь архитектор – это главный строитель, правда? Я вот и роли свои подспудно «строю». А мои костюмы – это тоже строительство, конструирование.

Ольга Игнатюк • журнал "Театральная афиша", март 2003 г • 03.2003