И. Ченцова • Газета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, № 70 , от 25 марта 1981 года • 25.03.1981

К рампе – первый шаг

Главная / Пресса / Сезон 4

Он еще молод – этот театр на Юго-Западе столицы. Молоды и его актеры. Хотя актерами они становятся вечерами.

А днем они – шоферы, рабочие заводов, библиотекари, студенты. И руководит студией Валерий Белякович: он заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа только в этом году.
Рассказывая о своем театре, Валерий все время возвращался к энтузиазму его участников. Ведь ребята отдают театру свое свободное время, отдают безвозмездно, хотя могли бы посвятить досуг чему-нибудь другому. Но, глядя, как они и после спектакля не расходятся сразу по домам, а до поздней ночи кроят, шьют, рисуют, совершенствуют радио- и осветительную аппаратуру, понимаешь: они не мыслят себе жизни без театра. В этой атмосфере общей увлеченности и праздничного труда зародился «коллектив единомышленников», как называет свой театр Валерий Белякович; коллектив, который притягивает к себе и новых друзей, и новых участников. Лариса Уромова и Ирина Бочоришвили вспоминают сейчас, что когда-то ребята настолько покорили их своим горением, что и у них возникло огромное желание быть театру чем-нибудь полезными. Тем более, что им, студенткам архитектурного института, сразу бросилось в глаза несовершенство афиш. Валерий, впрочем, открыл в ребятах и актерские способности – Лариса исполнила роль Агафьи Тихоновны в «Женитьбе», Ирина – Мадлену Бежар в «Мольере» Булгакова. А Алексей Мамонтов сыграл свою первую роль только через полтора года. Но все это время он ежедневно приходил в театр, брался практически за любую работу, стал, можно сказать, незаменимым человеком.
Интересно сложилась судьба самого Валерия. В отличие от многих ребят из своей студии уже в 15 лет он уже играл на сцене Театра юных москвичей при городском Дворце пионеров и школьников. Однако, окончив школу, не примкнул к многочисленным очередям на прослушивание, доводящим конкурс в театральные училища до астрономических цифр. Он пошел в ПТУ. Учился на радиомонтажника. После армии заочно окончил педагогический институт, одновременно работая грузчиком. Потом заведовал районной библиотекой. Казалось бы, при такой занятости ни на что больше времени не остается. Однако…
Незадолго до ухода в армию. Валерий ставит в ТЮМе «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Позже он снова возвращается в ТЮМ, уже как руководитель, и ставит там спектакль по сказке Андерсена «Соловей». При библиотеке он также – с помощью младшего брата Сергея и его одноклассников – создает любительский театр. На основе этих двух коллективов потом и возникает театр-студия.
Во время учебы в пединституте Валерий пробует себя и как актер – два года он работает в экспериментальном театре-студии под руководством Г. Юденича. И только после этого поступает в ГИТИС, на курс народного артиста СССР Б. И. Равенских.
Группа, созданная при библиотеке, распалась: не было помещения. Но начинание ребят поддержали заведующая отделом культуры исполкома Гагаринского райсовета Л. М. Рюмина и первый секретарь Гагаринского РК ВЛКСМ В. Бутов. И появился у ребят тот самый подвальчик. Правда, его надо было полностью переоборудовать. Тамара Кудряшова, выражая общее настроение, вспоминает те дни, как самый настоящий праздник. Ведь строился своими руками собственный театр!
А когда строительные работы остались позади, началось самое трудное – этюды, репетиции, занятия по сценической речи, движению. Долго и упорно работал со студийцами В. Белякович, делясь на занятиях всем, чему сам учился в ГИТИСе. Его работой заинтересовались педагоги. Б. И. Равенских не раз бывал в студии, и ребятам посчастливилось многому научиться у этого мастера. А после его смерти кандидат  искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Судакова сменила Бориса Ивановича не только на курсе Валерия, но и в его театре.
Первым спектаклем театра были водевили  - «Уроки дочкам» И. Крылова и «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба. По замыслу Валерия, они должны были стать для ребята школой пластики, школой движения. Поставленные с элементами мюзикла, озорные, задорные, переходящие временами в откровенный фарс, они  сейчас пользуются большим успехом у зрителей. И хотя с тех пор у Вячеслава Гришечкина, Сергея Беляковича и Виктора Авилова появились серьезные, глубоко психологические роли, они по-прежнему с нескрываемым  удовольствием играют няню Василису, Аграфену Григорьевну Кубыркину и Дарью Семеновну Бояркину.
Когда ребята почувствовали себя на сцене увереннее, Валерий предложил им следующую работу – составленную им самим композицию по ранним рассказам Чехова, которые он назвал «Старые грехи». Такая форма давала возможность каждому попробовать себя в одном спектакле в разных ролях.
- Очень радует, - говорит И. И. Судакова, - серьезное, вдумчивое прочтение Чехова, понимание его авторской позиции.
Затем на сцене театра-студии были поставлены «Женитьба» Гоголя, «Старый дом» Казанцева, «Жаворонок» Ануя. Одна из последних работ – спектакль «Мольер» по пьесе М. Булгакова «Кабала Святош». Сейчас готовится спектакль по рассказам В. Шукшина. Инсценировку вновь сделал В. Белякович.
Среди зрителей, приходящих  в театр-студию на Юго-Западе, нередко встречаются весьма авторитетные судьи. Актриса Малого театра, народная артистка РСФСР Г. А. Кирюшина поделилась своими впечатлениями о «Женитьбе»:
- Очень интересно режиссерское решение. Ребята органичны на сцене. Подкупает и их отношение к театру – самозабвенность, с которой они отдаются любимому делу и на сцене, и после спектакля, - это ли не глубокое понимание самой сути и смысла нашего труда.
Сам Валерий, правда, не вполне доволен своими спектаклями, считая, что над каждым еще надо работать. Но стесненность в материальных средствах постоянная нехватка времени и у него самого, и у ребят (ведь располагают они только вечерами, играют 3-4 раза в неделю, так что на работу остается совсем немного) не позволяют довести спектакли до той отточенности, которую ему бы хотелось в них видеть.
- Как театр мы еще не вполне сформировались, - рассказывает Валерий, - у нас еще идет период поиска себя, своего лица – именно поэтому я и стараюсь предлагать ребятам самый разнообразный репертуар – русскую и советскую классику, произведения зарубежных драматургов. Но как коллектив мы существуем уже давно, и о таком коллективе можно только мечтать. Поэтому и спектакли у нас, несмотря на все наши затруднения, делаются довольно быстро.
Успехом, и, по-моему, заслуженным, театр-студия на Юго-Западе пользуется не только у зрителей. Он уже получил немало дипломов и почетных грамот, например, за участие в смотре-конкурсе художественной самодеятельности клубных учреждений в 1979 году, за Олимпийскую программу в саду «Эрмитаж» и за участие в подготовке церемонии открытия Олимпиады в 1980 году.
…Самодеятельные театры-студии в Москве сейчас не редкость. Они все время продолжают создаваться. Явление это отрадное. Кстати, если вспомнить, не так ли начинал известный ныне коллектив В. Спесивцева, удостоенный премии Ленинского комсомола.

И. Ченцова • Газета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, № 70 , от 25 марта 1981 года • 25.03.1981