Фотогалерея:

«Стиль — это простой способ говорить сложные вещи»


Жан Кокто


Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века, Жан Кокто вошел в художественные круги Парижа в середине 1910-х годов и практически сразу получил признание. Он известен не только как писатель и драматург, но и как поэт, художник, кинорежиссер.  


Он родился в семье адвоката художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Систематического образования не получил. В середине 1910-х годов познакомился с Марселем Прустом,Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов, позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Его произведения издавались в американском литературном журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Был Командором ордена Почётного легиона, членом Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётным президентом Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др.
Жан Кокто – один из немногих писателей XX века, который имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени. Он писал либретто, тексты для опер балетов, ораторий, которые составили историю всей французской музыки.
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», представленный в мае 1917 года русским балетом С.Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).
Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».


«…Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь… Он был весь в музыке физически… Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии…»


 Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»

Вернуться на страницу библиотеки