Александр Иняхин • журнал "Страстной бульвар,10", № 2-52, октябрь 2002 года • 10.2002

Комеди Итальенн из Нижнего Новгорода

Главная / Пресса / Сезон 26

У этого театра другое название. Их даже два: «Комедiя», а еще «Комеди Скоба» - по местоположению. В начале октября на Малой сцене МХАТа им. А.П.Чехова нижегородцы сыграли за четыре дня два спектакля из итальянской жизни. Трагикомедия Г.Горина «Чума на оба ваши дома», переименованная тут в «Веронских любовников», рассказывает историю семейств Монтекки и Капулетти сразу после похорон Ромео и Джульетты. Классическая «Трактирщица» К.Гольдони, ставшая «Табернарией» («Ночь карнавала»), повествует про обольщение своенравной хозяйкой гостиницы постояльца-женоненавистника.
По нынешней моде худрука театр себе импортировал из столицы. Валерий Белякович призван повлиять на игровую энергетику зрелищ, их темпоритмы, да и актерское озорство вывести на новый уровень. При этом, главрежом остается свой человек – Семен Лерман.
Обе пьесы разыгрываются в небольшом пространстве, выгороженном арками. Арки создают то образ храма, дворца или монастыря, а то и легкомысленной оранжереи очень южной гостиницы. Г.Горин свой текст иногда стилизует под возрожденческий стих, а комедия Гольдони «подкрашена» шлягерами Челентано, Тото Кутуньо и прочими шутками капустнического свойства.
Семен Лерман предлагает актерам разыграть бывшую «Чуму…» в тонах драматической иронии, что хорошо оттеняет лирические мотивы пьесы, в которой речь идет о зрелых чувствах зрелых людей.
Выясняется, что сеньора Капулетти (Евгения Кондратьева), дама со следами былой красоты, когда-то давно любила главу враждебного рода, чего тот (Монтекки – В.Кондратьев) все не может забыть. И «первые сюжеты» - бродяга Антонио (М.Булатов) и навязанная ему беременная девушка позднего возраста Розалина (Н.Ковалева), тоже люди с прошлым. Их характеры давно сложились, и место в жизни, пусть незавидное, определилось не вчера.
М.Булатов играет вариант шекспировского Бенедикта или Петруччио, чьи мужские хитрости органичны и безвредны. В нем есть простодушная искренность. Он не только способен распознать в нервной девушке человека, но и возвыситься до романтических чувств.
Она же, презираемая всеми, очень похожа на Альдонсу: бережет тайный огонь души и, несмотря ни на что, рвется к истине и свободе. Оставаясь затравленным существом, живет духовной жизнью.
Главы родов активно выясняют личные отношения, хотя молодой родственник сеньоры Капуллети Валентин (С.Бородников) так плотоядно и нагло хочет свою хозяйку, что любой на месте мужа давно бы принял меры. Но муж (В.Маркотенко) занят чем-то своим. Герцог (В.Шилов) честно борется со склерозом, а брат Лоренцо (В.Попенков), замаливая грех «прошлого сюжета», туманно разглагольствует о нравственности. Новое поколение родни ищет поводы для ссор и интриг, а слуги спиваются на навязанном всем карнавале во время чумы…
Спектакль, последовательно комментируя автора, порой кажется излишне подробным и замедленным, однако, центральные его герои трогают душевной ясностью и теплотой. Комедия Гольдони развивается в русле чисто российской традиции, когда «Трактирщицу» брали для бенефиса гранд-дамы академических сцен (Марецкая, Викланд и т.д.) Но хотя возраст нынешней итальянки вполне бальзаковский, да и Кавалер – мужчина весьма зрелый, в их отношениях именно чувства неожиданно свежи и вдохновенны. Здесь каждый борется за себя. Марина Вязьмина азартно играет женщину, по темпераменту близкую Целиковской или Пугачевой: качество реакций, женская зоркость, умение сделать по-своему, прикинувшись, будто подчиняешься мужскому капризу, - все раскрывает характер четкий и неколебимый.
Кавалер (В.Кондратьев), гордо именующий себя энциклопедистом, по-мужски наивен, а поэтому легко запутывается то ли в забытых, то ли в неведомых чувствах. Это придает ему обаяние жертвы, если такое возможно. Режиссер Валерий Белякович и художник по костюмам Ирина Бочоришвили, не отказываясь от «фирменного» для Юго-Запада темного колорита черных зеркал и резкого цветного света, одевают героев в белопенные кружева, что особенно игриво смотрится на мужчинах.
Нагловато-искренний Граф (В.Демидов), прижимистый и капризный Маркиз (Ю.Головин), туповатый Фабрицио (С.Бородников), назначенный хозяйкой в мужья, наивные мистификаторши Розетта и Кончита (Н.Ковалева и Е.Кондратьева), юркие слуги Леопольд и Чичита (И.Кириллов и С.Бердникова) составляют пестрое сообщество карнавальной комедии, законы которой неисповедимы, но непреложны.
Ударный трюк спектакля – трио из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», спетое в карнавально-любовном угаре троицей ухажеров в честь Мирандолины. Его упоительно пошлый русский текст на редкость точно отражает нахально-брутальную полноту мужских чувств этих потешных бестолочей.
И хотя душу дьяволу за ночь с Мирандолиной кавалер Рипафратта не продал, его очень мужские слезы в финале растрогали всех, что и требовалось доказать…

Александр Иняхин • журнал "Страстной бульвар,10", № 2-52, октябрь 2002 года • 10.2002