Заслуженная артистка России

Кудряшова Тамара Никитична

Главная / Работали в театре / Кудряшова Тамара Никитична
  • Артист:

    Кудряшова Тамара Никитична

  • Дата рождения:

    18 июля

  • В нашем театре:

    В Театре на Юго-Западе с момента основания и вместе с н.а. России Валерием Беляковичем является одной из создателей знаменитого коллектива.

  • Образование:

    С 1975 по 1977 гг. – студиец Театра юных москвичей при Дворце пионеров на Ленинских горах (руководитель театрального кружка В.Р.Белякович).

  • Награды:

    Заслуженная артистка России

Информация:

«Театр научил меня видеть людей. Все-таки судьба вынесла меня на своих крыльях, может быть за какую-то преданность, за какую-то нескандальность и тихость».

О детской мечте

Мне кажется, я с пяти лет была уверена, что стану актрисой. У меня мама работала сначала в Театре им. Пушкина, а потом в Театре им. Евг. Вахтангова. Я очень любила эти места. Я застала всех корифеев, с которыми делали знаменитую «Пристань». А лет в  13-14 на море, в пионерском лагере, я о своей мечте рассказала девочкам и они посоветовали пойти во Дворец пионеров.  Но я не предполагала, что это будет главный виток в моей жизни. Но сначала у меня был другой педагог, со мной в группе была Галина Галкина. А через год нам дали Валерия Романовича.

О Валерии Беляковиче

Я сначала не очень его приняла – ему было лет 25, а я тогда была очень стеснительной девушкой. Полгода я присматривалась к нему, мучилась, хотела уйти к первому педагогу. Но он был настолько обаятелен и привлекателен, что просто растопил мое сердце. Он был с нами очень нежным, доверчивым, открытым. Помню, я делала один из этюдов – обезьянку, и от зажима она вышла очень темпераментной. У меня потом многое выходило от зажима. Как-то я к нему прониклась, и потом стало это слово – ЛЮБОВЬ. Эта любовь продолжается до сих пор. Однажды он сказал, что умение любить – это талант, как играть на скрипке. С ним вообще было хорошо говорить обо всем. Он был тонкий, умный, очень харизматичный человек. Человек-звезда, Человек-полет.  Он, по сути, подарил мне мою жизнь. А театре я встретила своего мужа, поняла, кто я есть. Валерий Романович дал нам так много, что и настоящая любовь к театру, и мой талант, и умение понимать и чувствовать людей и жизнь – все благодаря ему. Он всегда смотрел все наши спектакли.

Когда-то когда я шла по Ленинским горам, а впереди шел он, я и подумать не могла, что это моя судьба.

О театре

Театр сейчас это моя жизнь. Но жизнь это не только театр. Театр научил меня понимать, что есть я. И мне неважно, что сейчас нет премьер. Я все равно прихожу сюда как в свой дом. Я вижу и понимаю, что и как. Но моя та любовь, и даже больше чем любовь, конечно, осталась там. Потому что ушли люди, которых я бесконечно люблю, но для меня они всегда будут жить. Я всегда задавала себе вопрос: Кто я такая. И те, кто был старше меня, Сережа Белякович, Ванин, Борисов, Авилов – они были моими учителями. И мы всегда по-честному работали, даже в массовке. Иначе нельзя. И теперь я все вижу неприкрытым взглядом, иначе смотреть спектакли, фильмы.

Театр научил меня видеть людей. Все-таки судьба вынесла меня на своих крыльях, может быть за какую-то преданность, за какую-то нескандальность и тихость. Я прошла этот путь, он был непростой, мы были не устроены бытово, но счастливы, приходили в театр, жили им. Эту судьбу я звала и к себе притягивала именно такую и никакую другую. Сейчас я понимаю, что шла на модель, на идеал. Мне хотелось на нашем театре почувствовать модель театра, хотелось вкусить этот плод, и я его вкусила, хотелось увидеть мир, и я его увидела. И это мой счастливый билет. Мне кажется, что театр дал мне возможность прийти к самой себе.

О себе

Я человек камерный. Мне не надо много народу вокруг. Мне и в своей компании очень хорошо. Я люблю читать книги. Мне кажется, что все многообразие мира–во мне. И это ощущение дал мне Валерий Романович.

О жизни

Самое главное в жизни для меня – сама жизнь.  Люди уходят, но жизнь продолжается. Она продолжается в том великолепном многообразии, которое внутри меня. Продолжается любовь к ним, и для меня они все еще живы.

.

 

"Её Наташа в «На дне» - символ угнетённой женственности. Артистка не меняет рисунок роли вот уже 16 лет, она как будто и не исполняет роль, а танцует ритуальный танец, с помощью которого подключается к эгрегору всех изломанных мужским миром женских судеб".
Анна Китаева (zavlit_sw)

"Мастер и Маргарита"
"Тамара Кудряшова - актриса редкостного комедийного дара, гротескового даже. Достаточно вспомнить ее Настеньку в "Уроках" - кто видел, не забудет:-) Эта комическая нота очень ясно звучит в роли Прасковьи Федоровны. Такая красавица, чуть-чуть утрированная (не до шаржа, нет, именно до персонажа комедии) дама-фельдшер, гроза неуправляемых пациентов, беззаветно преданная психиатрии и ее лучшему представителю:-), в смысле - профессору Стравинскому. Если Галина Галкина играла скорее нянечку, а Ирина Сушина - фельшерицу, клиническим опытом равную профессору (и кто еще тут больше знает - вопрос!), то Прасковья Федоровна в исполнении Тамары Кудряшовой, несомненно, образованная дама, но всегда готовая учиться и совершенствоваться в профессии. Как она слушает и записывает выводы профессора! А как заботится о точности: "Три, Алексей Петрович!" - это про неудачные попытки суицида. Кроме того, именно она первой вычислила, что Аннушка была именно комсомолкой, или комсомолка была как раз-таки Аннушкой... Словом, на такой даме, похоже, держится все отделение! И при этом в роли, в принципе, сделанной как комическая, есть очень внятный глубинный слой, причем на каждом спектакле "второе дно" оказывается разным. То лирика, то чуть ли не мистика какая-то, то еще что-то, любопытное ничуть не меньше. За Прасковьей Федоровной следить интересно не меньше, чем за профессором или Бездомным - это яркий персонаж со своим характером, реакциями, мнением по поводу всего происходящего. И при этом не теряется комедийность, и красавица Просковья Федоровна может быть уморительно-смешной. Словом, вот такая гордость советской медицины" fredmaj

"Сон в летнюю ночь"
"Прекрасная, действительно прекрасная царица амазонок. Действительно, влюбленная и любящая, резкая и неукротимая, особенно на фоне нежных дев Эллады. Такую можно только лаской завоевать, мечом она и сама кого хочешь завоюет! У нее прекрасный голос, обаятельная улыбка и самые серьезные планы на будущее: быть любимой и счастливой, быть матерью семейства, и, наверное, не забывать про оборону государства и барсучьи бои. Она еще и мужа к ним приучит, не все же пьесы писать! Что прекрасно именно в этой Ипполите - любовь. Никакой политики, глупы будут те, кто сочтет союз Ипполиты и Тезея лишь политическим - нет, это любовь, настоящая, а не вызванная каким-нибудь там... колдовством летней ночи:-)". fredmaj

Из отзывов прошлых лет:

Когда очаровательную, изящную женщину и актрису именуют одним из основателей театра, которому, прямо скажем, немало лет, даже сознавая, что это правда, хочется протестовать. Из упрямства или, хотя бы, рыцарского отношения к воистину прекрасной даме. Во всяком случае, испытываешь сложное чувство смущения, перемешанного с раздражением. Но, как говорил великий кормчий, факты упрямая вещь. Да и бог с ними, с фактами, в конце концов. Ибо, актриса, сыгравшая роль культовой фигуры российского поп-арта и шоу-бизнеса - Аллы Борисовны Пугачевой, казалось бы, могла спокойно почивать на лаврах. Ведь такая роль, да еще сыгранная, что называется, вовремя - на пике всенародной любви к выдающейся женщине и актрисе, для которой пение шлягеров было весьма опасным "кровотеченьем речи", делала и театральную актрису Тамару Кудряшову человеком культовым. Ибо типаж был ею не только "по-капустнически" лихо воплощен, но Кудряшова еще сумела - своими, чисто сценическими и абсолютно конкретными средствами объяснить природу человеческого феномена Аллы Пугачевой. Передать ее магию, невиданный до той поры градус ее энергии и что самое непостижимое - абсолютно искреннюю в те годы всеобщую - через Пугачеву транслирующуюся - волю к свободе. В шутливости спектакля кипело свое вдохновение. Правды жизни в нем было не меньше, чем в любом пафосном зрелище. И зрители были искренне убеждены, что тот белый пиджак с модно закатанными рукавами, в котором сама Пугачева за три дня до этого пела в "Песне года" на телевидении "Паромщика", Тамара Кудряшова получила, как говорится, с рук на руки…

Основательница театра с первых сезонов работает много и напряженно. Сохраняет завидную творческую форму, никак не меняясь по сути. Это и составляет, по замечанию знающих людей, главное свойство истинной женщины и звезды. Одна из первых Мирандолин Юго-Запада, Тамара Кудряшова, и в капитально возобновленном "Ревизоре", относимом к недавнему 1999 году, искрометно и озорно играет Марью Антоновну. Играет с той же свежестью чувств и девичьей наивностью, как когда-то Лидочку Муромскую в "Трилогии" А. Сухово-Кобылина или Настеньку в "Беде от нежного сердца" (хотя в водевиле Вл. Соллогуба прозрачный и трогательный сюжет, равно как и характеры персонажей брались под надзор иронии).

Внутренний мир ее классических героинь всегда оставался исторически конкретным, отвечавшим эпохе, а краски всякий раз становились сугубо нынешними, равно как и игровые ритмы, лирические оттенки, техника смешного или трагического. В этом смысле - по технологии и пристрастиям - Тамара Кудряшова - истинная актриса Юго-Запада, который она, наряду с другими инициаторами, основала не зря. Спектакли, поставленные Валерием Беляковичем четко и крепко, держатся в репертуаре годами. Так, много лет они с Алексеем Ваниным играют "Дураков" Нила Саймона, свой семейный, глубоко лиричный, но какой-то опасно смешной сюжет, который можно назвать эксцентрическим этюдом на тему выживания любви в условиях, для любви пригодных мало.

С многоуважаемым, без лести, худруком Валерием Беляковичем Тамара Кудряшова выходит на сцену в роскошном трагифарсе Э. Ионеско "Король умирает", играя любимую жену монарха Беранже I Королеву Марию. Ржавый жестяной панцирь на этом хрупком теле не мешает выразиться подспудно сильной чувственности Марии, ее женскому упрямому обаянию и эксцентричности, которая, в отличие от прочих, вызывает даже некое подобие умиления. Нежность креветки, сексуальность дорогостоящей куртизанки и чисто женское умение не замечать очевидного, живя при этом своей, мало кому понятной, но, несомненно, содержательной жизнью, - все это делает ее юную королеву загадочно наивной. Она оттеняет своей беззастенчивой естественностью трагически смешную жизнь карликового королевства, властитель которого, похожий на восточного мандарина, оказавшись на грани жизни и смерти, из эгоизма становится философом. Тамара Кудряшова снова рядом с любимым руководителем и в сегодняшнем булгаковском "Мольере". Бывшая Арманда, Риваль и Рене, а ныне - просто Актриса труппы Мольера. Раньше, с Мольером - Виктором Авиловым строились сложные, богатые оттенками отношения. Сегодня довольно присутствия рядом с гением сцены, все прочее - суета. Жертвенное служение, пусть неосознанное или не проявленное по естественной скромности, тем не менее, остается воплощением высоты духа…
В переливающейся радужным сиянием атмосфере "Сна в летнюю ночь", персонажи которого по преимуществу существа, живущие явно растительной жизнью, увитые зеленью и с виноградными гроздьями на плечах и на шляпах, - в этой кипящей жизнелюбием среде Тамара Кудряшова предстает в облике феи, источающей истинно возрожденческое своеволие природных сил. Зато ее Наташа в одном из самых совершенных спектаклей Юго-Запада - горьковском "На дне" - жертва мира, который, претендуя быть Чистилищем, остается обиталищем изверившихся и озлобленных душ, стыдящихся себя и превращающих этот стыд в обиду на других. От этого все их попытки самоутвердиться - хотя бы здесь, посредине Нигде - всего лишь иллюзии, которым нет конца. Наташа Тамары Кудряшовой до такой степени парализована страхом, столь подвержена подозрениям и так брезглива к условиям текущей действительности, что подобная гамма переживаний лишает ее витальной энергии, проще говоря, жизненных сил. Наташе суждена жизнь без надежды. Растерянность ее чревата болезненной истеричностью. "Опасные эффекты" столь рискованной психологической палитры Тамара Кудряшова демонстрирует с почти пугающей виртуозностью. И с завидным бесстрашием, которое всегда присуще истинным основателям всякого крепкого дела.
В старину, да иногда и сейчас, про артистов говорили: "Служит". Это определение, кажущееся на первый взгляд сухим и казенным, со временем приобрело оттенок пафосно-нравственный. Следя за сценической судьбой Тамары Кудряшовой, этот пафос разделяешь всей душой.

Александр Иняхин

Сыгранные роли:

Видео 1

31.08.2019 Чистое искусство. Феномен Театра на Юго-Западе

Елена МовчанЖурнал ДРУЖБА НАРОДОВ, №8/2019

1989САМОЗВАНЕЦ (фильм-спектакль)мать Корешкова
1985ПРИШЛА И ГОВОРЮпародистка, исполняющая роль Пугачёвой под песню «Всё могут короли»