Информация:
Сезон 10 (1986-1987)
Официально объявлено о том, что население Земли достигло пяти миллиардов человек. Десмонд Туту становится первым африканцем, возведённым в сан епископа. Основан Всемирный конгресс женщин. Впервые музыкальный альбом, записанный женщиной, возглавляет мировые хит-парады: «Уитни Хьюстон». В Италии снят запрет на показ фильма Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Харуки Мураками публикует свой роман «Норвежский лес». Пол Верховен выпускает в прокат «Робокопа». Умирает Фред Астер. Нобелевским лауреатом по литературе становится Иосиф Бродский.
Люди на Западе уверены, что интересней всего сейчас в СССР. В моде футболки с надписями «perestroika» и «glastnost». Михаил Горбачёв – самый популярный политик в мире. «Горби» держит курс на разрядку и разоружение, инициирует переговоры об ограничении ракет средней и малой дальности. В Москву приезжает с визитом премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Андрей Сахаров возвращается из ссылки. Город Брежнев переименовывают обратно в Набережные Челны. В «толстых» журналах печатают «перестроечную прозу»: Анатолий Рыбаков, Даниил Гранин, Владимир Дудинцев, Василий Гроссман, Анатолий Приставкин. Матиас Руст на лёгкомоторном самолёте приземляется в Москве на Васильевском спуске. Владимир Познер ведёт телемосты с Америкой. Лидеры телевизионных рейтингов – программы «До и после полуночи» и «Взгляд». Документальное кино будоражит умы, «Легко ли быть молодым?» - спрашивает у зрителей Юрис Подниекс. По ночной Москве разъезжают байкеры, в подворотнях поют под гитару хиппи, металлисты гремят заклёпками, «любера» гасят панков и всех подряд.
В театре Сатиры траур: умирают Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Олег Ефремов и Татьяна Доронина делят МХАТ. Театр на Юго-Западе отмечает свой первый юбилей: 10 лет.
Валерий Белякович:
«Благодаря перестройке в 1986 году «Юго-Запад» обрел статус первого в стране хозрасчётного театра по модели известного экономиста А.Г. Ковалёва. Актёры, до того игравшие бесплатно, стали получать зарплату и сдали трудовые книжки первому директору театра Сёминой Лидии Ивановне.
Тридцать спектаклей в афише и две тысячи представлений. Юбилей отмечали в зале Центрального Дома Туриста, который был переполнен так, что люди сидели даже на ступеньках.
К своему десятилетию «Юго-Запад» был уже коллективом вполне признанным официально: вошёл в систему Комитета по культуре Москвы, стал лауреатом Премии Московского комсомола, лауреатом Премии советского Комитета мира».
(«Призвание – «Ю-З»», стр.100-102)
Валерий Белякович вместе с Дмитрием Хворостовским и Марисом Лиепой становится лауреатом Премии советских профсоюзов, учрежденной для деятелей культуры и искусства, а журнал «Театральная жизнь» присуждает ему бронзовый «театральный «Оскар» за 1987 год. Виктор Авилов снимается в кино, его теперь узнают на улице не только юго-западные зрители.
Валерий Белякович ставит в Московском театре имени Гоголя «Аристофана» и «Священных чудовищ», а у себя в театре – «Собак» по повести Константина Сергиенко. В спектакле заняты молодые студийцы: Олег Лопухов, Александр Меньшиков, Олег Полянский, Евгений Карнаушенко, Алексей Игомонов, Елена Старкова, Анна Киселёва, Мария Шатерникова и Михаил Докин. Это будет первый спектакль, который он через два года вывезет в Японию.
В этом сезоне у театра впервые появляется свой художник-гримёр – Ольга Глазунова.
Театр на Юго-Западе едет на фестиваль в Эдинбург. Газета The Guardian пишет: «Авангардистский Театр-студия на Юго-Западе из Москвы триумфально ворвался на сцену экспериментального театра со своим экспрессионистским, дух захватывающим «Гамлетом»». После Эдинбурга спектакль пригласили на две недели в Глазго.
На фестиваль «Спектрум» в Австрии театр привозит «Трактирщицу». Местные газеты благодарят за это событие Михаила Горбачёва и XXVI съезд партии. Одна из статей так и была озаглавлена: «Dank Gorbatschow».
Гастроли по городам Чехословакии проходят с переменным успехом. «Женитьбу» Гоголя встречают овациями, на «Русских людях» Симонова многие зрители демонстративно покидают зал. Советские солдаты с автоматами на сцене напоминают им не о Второй мировой войне, а о событиях 1968-го года.
В конце сезона Юго-Запад шумно и радостно празднует свой первый юбилей. Валерий Белякович любит и умеет режиссировать праздники. Он придаёт и будет придавать в будущем большое значение датам и юбилеям. Он подводит итоги, благодарит соратников за вклад в общее дело, признаётся коллегам и зрителям в любви. А ещё он готовится к новому витку. По его мнению театр умирает раз в пять лет. Для возрождения необходимо обновление. Грядут перемены. На следующем этапе режиссёр начнёт приглашать в свой театр профессиональных актёров. Люди, которые строили театр на Юго-Западе вместе с ним воспримут этот процесс неоднозначно. А зрители впервые разделятся на «старых» и «новых». Старожилы впервые станут называть прошедшее – «золотым веком». История театра на Юго-Западе будет долгой, это повторится не единожды.
Газета ВЕЧЕРННЯЯ МОСКВА № 28, от 4 февраля 1987 года
•Газета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ №17, от 21 января 1987 года
•Журнал театра СТАНОВЛЕНИЕ
•Журнал театра СТАНОВЛЕНИЕ, 1986
•Газета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ №17, от 21 января 1987 года
•Газета МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ №25, от 26 февраля 1987 года
•