Сезон 11 (1987/1988)

Главная / Сезоны / Сезон 11 (1987/1988)

Информация:

Сезон 11 (1987 – 1988)

Михаил Горбачёв с Рональдом Рейганом встречаются в Москве и подписывают договор о ядерных ракетах средней дальности. СССР начинает вывод войск из Афганистана. Горбачёв едет в Америку, Рейган знакомит его с Джорджем Бушем. В Армении – землетрясение, в одночасье погибают 25 тысяч человек, по другим данным – 150 тысяч. В Нагорном Карабахе разгорается конфликт на почве межнациональной розни, Москва вынуждена ввести туда войска. Прибалтика берёт курс на самоопределение под лозунгом поддержки перестройки. Борис Ельцин критикует Горбачёва, Егор Лигачёв с трибуны XIX партийной конференции говорит Ельцину: «Борис, ты не прав». Страна празднует тысячелетие крещения Руси, духовенство становится частью «социальной элиты», начинается процесс возвращения церквей и церковных земель в собственность церкви. Носить крестик напоказ теперь модно. Крымские татары устремляются на родину предков. Партия реабилитирует своих членов, репрессированных в 30-е годы: Бухарина,  Рыкова, Зиновьева, Каменева… Газета «Советская Россия» превращается в рупор консерваторов, а газета «Правда» - в застрельщика Перестройки. В прессе публикуются материалы о «дедовщине» в армии. В Москве проходит первый конкурс красоты. В Ленинграде зафиксирована первая в стране смерть от СПИДа.  Не хватает одноразовых шприцев, в Элисте нестерильным шприцем заражают СПИДом 27 младенцев. Семья Овечкиных предпринимает попытку захвата самолёта, это первый в СССР случай терроризма в воздухе, погибают девять человек. Лидер кинопроката 1988 года – «Маленькая Вера», 55 миллионов зрителей смотрят фильм только за один год. Наталья Негода фотографируется для журнала Playboy. Страна слушает «Ласковый Май», детдомовцы поют под фанеру, у группы несколько составов, о чём зрителям не сообщают. Сергей Соловьёв выпускает «Ассу», премьера состоялась в московском ДК МЭЛЗ. В саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова (группа «Аквариум»), Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Виктор Цой поёт: «Перемен требуют наши сердца!».

Валерий Белякович:
«В 1987 году «Юго-Запад» выпустил «русскую» перестроечную комедию американского драматурга Нила Саймона «Дураки». Дураки были полными и беспросветными, жили в деревне «Куличёвка» (читай «Горбачёвка») и висело над ними некое заклятие за грехи их тяжкие. Ценой неимоверных усилий учитель Толчинский – Алексей Ванин (ласточка перестроечных преобразований) снимает заклятие с деревни, в результате чего дураки враз поумнели… В жизни однако всё оказалось намного сложнее – этот процесс затянулся на десятилетия.
В этот год параллельно с «Дураками» вышел фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», в Москве был проведён фестиваль рок-музыки, и все андеграундные ансамбли, выступавшие на «Юго-Западе», теперь тусовались на сцене Центрального Дома Туриста, официально признанные… Заклятие было снято и с них».
(«Призвание – «Ю-З»», стр. 110)

Валерию Беляковичу под сорок, это время пересмотра достижений, переоценки ценностей и перегруппировки сил. Вторая премьера Юго-Запада в этом сезоне – «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Леонида Жуховицкого, главную роль исполняет сам режиссёр. Дон Хуан по сюжету также переживает кризис среднего возраста. В этом спектакле на сцену театра-студии на Юго-Западе выходят профессиональные актёры: Наталья Сивилькаева и Станислав Садальский. В это же время Маргарита Терехова играет Мирандолину в спектакле «Трактирщица».  Наталья Сивилькаева останется в труппе, участие Тереховой и Садальского в жизни театра окажется эпизодическим.

Главный режиссёр Пензенского драматического театра Вячеслав Анисимов приглашает Валерия Беляковича на постановку двух спектаклей: «Мирандолина» («Трактирщица») Карла Гольдони и «Дракон» Евгения Шварца. Белякович работает в Пензе со своей командой: костюмы – Ирина Бочоришвили и Лариса Уромова, ассистент режиссёра - Вячеслав Гришечкин, световую партитуру составляет Вячеслав Климов, радиоцех консультирует Анатолий Лопухов. Обе постановки имеют большой успех у пензенских зрителей. Это новые версии юго-западных спектаклей: добавились декорации, поменялись мизансцены, интерпретация образов изменилась с учётом иных актёрских индивидуальностей. Белякович очаровал коллектив пензенского театра. Он ворвался в их жизнь ветром перемен, он олицетворял Перестройку. В будущем из этого театра на Юго-Запад перейдут Игорь Китаев, Александр Наумов, Евгений Бакалов и Татьяна Городецкая.

Начинается долголетнее сотрудничество Валерия Беляковича с Татьяной Дорониной. В этом сезоне во МХАТе имени Горького премьера «Свалки» по пьесе Алексея Дударева, позже будут «Макбет» по Шекспиру и «Козьма Минин» по Александру Островскому.

Валерий Белякович:
«Условия первой постановки были самые экстремальные. Где-то полмесяца на всё про всё, включая декорации и костюмы, которые взяла на себя Ирина Бочоришвили (…) После «Свалки» состоялась премьера «Макбета» Шекспира. Художник спектакля – народный художник России Энар Стенберг. Громадные кованые средневековые колонны, по сюжету меняя положение в пространстве трагедии, создавали ощущение вакханалии темных сил. Казалось, нет конца круговерти зла. Но великая актриса Татьяна Доронина в роли Леди Макбет, прежде чем вонзить в себя кинжал, возносила его к небу, и зрители явственно видели крест. Крест как символ веры и искупления грехов и неотвратимости возмездия за содеянное. И это было оправданием спектакля, его необходимости, современности и своевременности(…) Спектакль «Козьма Минин» по пьесе А. Н. Островского был поставлен к 850-летию Москвы и посвящен самому, пожалуй, драматическому периоду существования государства Российского. Спектакль по жанру был решён, как народная музыкальная драма. Участвовала практически вся труппа. (…)В этом же сезоне приходит в театр на Юго-Западе Михаил Коротков, именно он создал музыкальную основу спектакля «Козьма Минин» с использованием музыкального фольклора».
(«Призвание – «Ю-З»», стр. 117-119)

Основные итоги сезона: Белякович проверяет свой художественный метод на новых площадках, начинает формироваться «школа Беляковича». Отныне он будет воплощать свои фантазии на сценах театров разных городов и стран, и всегда будет брать с собой на постановку кого-то с Юго-Запада. Только они понимают его с полуслова и полужеста, только они могут показать «как надо». Потому что рассказать «как надо» невозможно. «Бацилла Беляковича» не передаётся путём теоретизирования, только на практике.

Гастроли театра
в  1987  году: Польша (Вроцлав), международный фестиваль «Открытый театр» - спектакль «Дракон».
в 1988 году: Австрия (Вена), международный фестиваль «Фествохен» -  «Дракон» и «Трактирщица»; Финляндия (Тампере), ежегодный «Смотр драматических театров» - «Гамлет», «Последняя женщина сеньора Хуана»; Польша (Варшава), фестиваль «Дни Москвы» - «Гамлет», «Уроки дочкам».

Анна Китаева

01.06.1988Нам это близко и понятно

Синдзи Хориэгаз. "Советская культура", №25/6, 1988 г.