Информация:
Сезон 15 (1991-1992)
15 декабря 1991 года в театре на Юго-Западе состоялся первый прогон спектакля «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско. Через одиннадцать дней прекратил своё существование Советский Союз.
По сюжету французской пьесы румынского драматурга пока король Беранже Первый умирает в своём тронном зале, за пределами дворца рушится его империя. Земли отходят соседним государствам. Молодые люди эмигрируют. Население стареет и стремительно сокращается. Параллели с действительностью были настолько очевидные, что зрителей по началу оторопь брала: зачем было вообще их проводить. Для осознания этих процессов не было нужды идти в театр, достаточно было посмотреть телевизор или выйти на улицу. Всего несколько месяцев тому назад, в августе, люди включили этот самый телевизор и увидели «Лебединое озеро» по всем каналам. Все разом прочувствовали, что такое театр абсурда и с чем его едят.
18 августа 1991 года был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Президент Горбачёв был заблокирован в Форосе (Крым). В Москву ввели войска. Между собой схватились власть предержащие революционеры и реакционеры. По крайней мере так казалось тогда рядовым гражданам. Мы тогда слабо себе представляли чего стоят эти революционеры и чего хотят эти реакционеры. Когда члены ГКЧП появились в телевизоре – они проиграли вчистую, они выглядели как сборище «умирающих королей». А когда Борис Ельцин залез на свой «броневик» - он выиграл, он выглядел смелым, решительным и одухотворенным – за ним пошли. На улицах Москвы – массовые (сотня тысяч) митинги и демонстрации. Смелость города берёт.
Премьера на Юго-Западе показалась очень уж предсказуемой. На первый взгляд это была лишь констатация произошедшего. Хаос и упадок повседневной жизни были и без Беляковича очевидны. Однако спектакль зрителей цеплял, его полюбили. Валерий Белякович за роль умирающего короля Беранже получил приз зрительских симпатий от газеты «Вечерняя Москва», но что характерно, не в год премьеры, а в 1996-м. К тому времени идеалы победивших революционеров от власти уже не казались столь светлыми, а результаты их победы для рядовых граждан и вовсе обернулись совсем не тем, о чем мечталось. Что же там происходило на сцене, за чем не уставал следить зритель в течении более чем десяти лет? Спектакль сняли только в 2002-ом году.
Коррозия металла символизировала коррозию государства – всё чин чинарём. Костюмы из обрезков железных труб походили больше на декорации, чем на одежду. Актеры закованные в эти костюмы слабо напоминали людей, скорее заводных кукол, манекенов. Их персонажи не вызывали сочувствия, разве что смех иногда вызывали. Королевская свита исполняла единственную функцию – они играли короля, единственного человека не обремененного ржавым железом. Валерий Белякович в роли умирающего короля Беранже казался самым живым на сцене. Он метался, он ёрничал, он вызывал живейшее сочувствие. Посмотреть монолог про кошечку сбегались в зал все сотрудники театра, бывшие в театре во время спектакля. Казалось, что всё происходящее на сцене – это лишь фантазия главного действующего лица, оттого все остальные участники действия такие ненастоящие.
Эта тема, этот способ подачи материала получат развитие в «Куклах», но это будет уже другое время и другие акценты.
Сам Валерий Романович писал о своем спектакле «Король умирает»: «Не ищите аналогов в сегодняшнем дне. Они есть, но это вечные аналоги, пока жив мир. Это спектакль о нашей жизни и смерти» («Призвание – «Ю-З», стр.139).
После провала ГКЧП люди, стихийно собравшиеся на площади у здания КГБ, пытаются снести памятник Дзержинскому. Если бы им удалось его повалить, оказались бы повреждены конструкции метрополитена, расположенные в непосредственной близости. Положение спасает Сергей Станкевич (в то время заместитель председателя Моссовета), он останавливает толпу митингующих, по его инициативе Моссовет срочно принимает решение о демонтаже памятника. Дзержинского отправляют в парк искусств «Музеон».
В этом сезоне главный режиссёр театра на Юго-Западе не делает резких движений, его задача – удержать свою лодку на плаву в бурю. Валерий Романович, вспоминая то время, сам пишет о стабильности как большом достижении: «Концепция театра-дома, театра-семьи оправдала себя хотя бы тем, что видны результаты как общественного признания, так и внутренней стабильности» («Призвание – «Ю-З»», стр. 140).
Осенью цены на продукты питания поднялись и заколосились. Граждане выживают за счет перепродажи друг другу всего, что могут достать. К примеру, отстаиваешь очередь в магазине «Лейпциг» (Тёплый стан), потом у центрального «Детского мира» продаёшь с рук. Вечерами у станции метро «Юго-Западная» выстраиваются вереницы торгующих бабушек: у кого в руках несколько штук киви, у кого пачка сигарет «Fine». Скоро их вытеснят с рынка ларьки. Ларёк – главный символ 90-х.
В театре на Юго-Западе дядюшка Билл (режиссер Чикагского Иллинойского Университета Уиллиам Раффелд) ставит в январе месяце «Американский идеал» по Эдварду Олби. В спектакле заняты Вячеслав Гришечкин, Александр Наумов и Лариса Уромова.
Театр продолжает гастролировать, весной 1992 года «Уроки дочкам» и «Игроки» показывают в Чикаго, в театре UIC Иллинойского университета. С 20 апреля по 4 мая играют восемь спектаклей.
Александр Горшков вспоминает, как в то время впервые увидел Валерия Беляковича, который зашёл к ним в ГИТИС. Недавно вернувшийся из Америки Валерий Романович излучал успех, хотелось хотя бы просто постоять с ним рядом.
С 14 июня по 19-ое июня – гастроли в Киев с «Трактирщицей».
В юбилейном 15-ом сезоне выходит в свет первый из юго-западный фотоальбомов. Он предшествует серии альбомов, созданных Валерием Романовичем впоследствии. Тот первый – всего лишь буклет для американских гастролей на самом деле, однако он фиксирует время, состояние дел на конец 1991 года. До этого момента имена и фамилии людей, работавших в театре, приходится восстанавливать по памяти очевидцев, а тут черным по белому напечатано:
Административная часть театра: Татьяна Горшунова, Валентина Лопухова, Анна Киселева, Анастасия Астапенко, Наталья Кайдалова.
Художественно-постановочная часть: Вячеслав Федоров, Вячеслав Климов, Олег Лопухов, Анна Задорина.
Технические сотрудники: Любовь Жильченко, Наталья Королева, Наталья Федотова.
Дежурные на спектаклях: Ирма Алексеева, Екатерина Алексеева, Алевтина Гаврюшина, Мария Жукова, Екатерина Костякова, Татьяна Кравцова, Евгений Кузьминов, Татьяна Моршнева, Оксана Пескова, Анна Рындина, Антон Черепов, Григорий Шушурин.
Председатель Общественного Художественного совета театра – Литвинова Марина Дмитриевна.
Среди фотографов любивших и снимавших тогда спектакли театра на Юго-Западе: В. Ахломова, Константин Горячев, А. Семашко, Ольга Ширяева.
В 15-ом сезоне театр перегруппировался и отпраздновал свой юбилей. Его главный режиссер, мыслящий развитие театра пятилетками, перераспределил силы, осмыслил предшествующий период. Впереди был ошеломительный рывок:
спектакль «Ромео и Джульетта» с его головокружительной гастрольной судьбой и спектакль «Мастера и Маргарита», который станет флагманом юго-западной репертуарной эскадры.
Газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, от 21 января 1992 года
•Газета «Афиша», Студийно-театральная Москва, 2-92, февраль 1992 год
•