Информация:
Сезон 2 (1978-1979)
Мать Тереза получает Нобелевскую премию мира. Во Франции законодательно разрешают аборты. В Англии запрещают телесные наказания в школах и открывают первые нудистские пляжи. Сборная Аргентины с Диего Марадоной становится чемпионом мира по футболу. Saturday Night Fever (альбом-саундтрек Bee Gees к одноимённому фильму «Лихорадка субботнего вечера») продаётся самыми большими тиражами в истории рок-музыки. Boney M выступает в Москве, в концертном зале «Россия». Мир танцует под диско и слушает панк (Sex Pistols, The Clash). В мировой прокат выходит «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном. В советских кинотеатрах идёт «Мимино», Вахтанг Кикабидзе становится секс-символом. Леонид Брежнев получает премию по литературе за «Малую землю». Заканчивается выпуск «Библиотеки всемирной литературы» (200 томов!). «Бог богат своими дорогами, у каждого свой путь», проповедует ставший Иоанном Павлом II (главой римско-католической церкви) поляк Юзеф Войтыла.
У театра на Юго-Западе появляется вешалка. Может, это произошло позже, но не суть. Вешалка представляет собой крючки, вбитые в стену фойе. «На гардеробе» никто не стоит. Зрители сами вешают свою верхнюю одежду, куда придётся. После спектакля сами же её и ищут. В сегодняшнем нашем мире это трудно себе представить. А тогда это было нормально.
В 1979-ом Эльдар Рязанов выпускает в прокат фильм «Гараж». Там есть эпизод, по ходу которого выясняется, что профессора (Леонид Марков) отправили «на картошку», а он свои визитные карточки в каждый упакованный мешок подложил. Это было очень смешно. В те времена студентов, школьников, а заодно и работников всевозможных КБ по осени отправляли в колхозы копать картошку, а также на овощные базы, чтобы эту картошку или морковку упаковывать. Общественное мнение относилось к этому отрицательно. Если бы деньги, потраченные на организацию этих трудовых десантов, отдать колхозникам, то наверняка толку было бы больше. Хотя идея-то стоящая. Советский человек, даже профессор, не должен был отрываться от земли, должен был помнить для чего и для кого он занимается своей профессорской деятельностью.
То, что не удалось партии и правительству в масштабе страны, удалось Валерию Беляковичу в театре-студии на Юго-Западе. Члены его труппы, даже становясь звездами, продолжали собираться на ремонты каждое лето, собственноручно что-то ломать, таскать и строить. К тому же не было разделения по рангам. Сегодня ты выходил на сцену в главной роли, завтра – в массовке. А в массовке все работали так, будто это самая важная их роль. И всё это делали с большим удовольствием. В этом был главный секрет успеха у зрителей. В заразительности. Они заражали своим отношением к жизни.
Итак, второй сезон, актёры труппы театра на Юго-Западе продолжают благоустраивать своё помещение, развивать собственное актёрское мастерство и совершенствовать свои спектакли.
«Уроки дочкам» - это фарс по двум водевилям: «Беда от нежного сердца» (Владимир Соллогуб) и «Урок дочкам» (Иван Крылов). Из того спектакля, который играли в востряковской библиотеке выкинули нецензурную брань и постельные сцены. К нецензурной брани на сцене театр еще вернётся (спустя много лет Белякович заинтересуется драматургией Владимира Сорокина), а вот постельные сцены в спектаклях так и останутся чувственными, но не откровенными.
«Русофильские» эпизоды дедушки Крылова отбивались «русофобской» музыкой ансамбля «Квин», прозападнически настроенные сестрички-истерички Фекла и Лукерья в результате всего опростоволосились, и в финале вместе со всеми лихо отплясывали «Коробочку», аранжированную Джеймсом Ластом, символизируя победу русского духа над гнилым Западом…» Валерий Белякович («Призвание – Юго-Запад», стр. 28)
К слову, Джеймс Ласт в тот год в Москву не приезжал, зато Поль Мориа был.
А что касается Валерия Романовича, то он любил свою землю, помнил о своих корнях, это не мешало ему увлекаться чем угодно и где угодно. Он так и не стал ни русофилом, ни западником, как бы не менялась ситуация в стране и в мире. Как скажет один из его учеников сорок лет спустя, «у него на лбу было написано: человек планетарного масштаба».
В 1979-ом у столба с афишей «Уроки дочкам» останавливается Ирина Бочоришвили. Она приходит посмотреть спектакль и остаётся в театре. Когда тридцать лет спустя она уйдёт из театра, Белякович скажет: «Я думал, что незаменимых не бывает, я был неправ». После прослушивания Боча получает роль свахи в «Женитьбе». Дуэт с Авиловым-Кочкарёвым – это бомба, и не замедленного действия, а немедленного. Что касается самого спектакля, то в этой постановке Юго-Запад уже не просто смешит зрителя, там есть тема, важная для режиссёра: человек имеет право на собственный выбор, чтобы ни говорили окружающие. Белякович будет позже развивать эту тему на драматический и даже трагический лад, зрителям придётся не только смеяться, но и плакать.
Главная премьера сезона – «Старые грехи» (композиция по рассказам и письмам Антона Чехова). Этим спектаклем Валерий Белякович защищал свой диплом. Отдельные рассказы Чехова были опробованы им в ГИТИСе как учебные отрывки и получили высокую оценку Бориса Равенских. Как правило, театральные студенты – это мальчики и девочки, набранные на курс мастерами театрального дела. Мастера выбирали себе учеников согласно раскладу театральных амплуа. Они опирались на свой опыт работы в профессиональных театрах. А тут Валерий Белякович приводит в ГИТИС на показ своих отрывков Виктора Авилова, Павла Куликова и Ирину Бочоришвили. Там таких не видали никогда. Такие обычно не идут в космонавты. Охотно верится, что оценки были высокие.
«Старые грехи» на долгие годы останутся для Юго-Запада главным тренажёром театрального мастерства. Когда режиссёру покажется, что его соратники становятся слишком «заслуженными артистами», он будет заставлять их играть «Налима» (один из рассказов Чехова, использованных в спектакле).
А что зрители? Зима 1978/79 в Москве была необычайно морозная. До сорока градусов ночью опускалось. Зрителей мороз не останавливал. На Юго-Западе всегда «биток».
газета «Московский комсомолец», №48 (12.318) от 25 февраля 1979 года