Информация:
Сезон 23 (1999-2000)
Август-сентябрь 1999:
Отряды Шамиля Басаева и Хаттаба вторгаются в Дагестан, начинается Вторая чеченская война.
11 августа Луна закрывает Солнце. Полное солнечное затмение широко обсуждается по всему миру, ощущается как праздник, потому как отвлекает от рутинных проблем.
В штате Канзас из программ государственных школ изымаются лекции по теории эволюции Дарвина. На рубеже веков возникают сомнения в том, что главным фактором эволюции является естественный отбор.
В Китае находят самый древний из найденных музыкальных инструментов – флейту возрастом 9000 лет. На рубеже тысячелетий эта новость воспринимается оптимистично. Хочется верить, что искусство вечно.
31 августа – взрыв в Москве в торговом комплексе «Охотный ряд» на Манежной площади. В сентябре - взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске (погибает около 300 человек). В Москве жители домов круглосуточно дежурят в своих подъездах. Дворники в Тропарёво шутят об опаздывающем на работу коллеге: «Не придёт, его, небось, Хаттаб отозвал».
Перед началом 23-го сезона, Валерий Белякович ставит три спектакля: по Сорокину (Dostoevsky-trip), Мрожеку (Братья), Чехову (Чайка). Все три премьеры - на одной волне. Накануне своего 50-летия режиссёр остро переживает отсутствие взаимопонимания между людьми. Сомнения в просветительской силе искусства овладевают многими в то время. Однако Белякович по природе своего таланта не способен увлекаться деструкцией, из его «театра абсурда» всегда есть выход на другой уровень.
Творчество Владимира Сорокина – это изысканное переживание об ужасах современной ему действительности. Пьесой «Dostoevsky-trip» он обвиняет великих литераторов прошлого в том, что вся их великая литература не смогла сделать жизнь лучше. Писатель сладострастно погружается в разглядывание нечистот человеческой души, это вызов Творцу: посмотри, что Ты сотворил. На вызов драматурга отвечает режиссёр. Лев Аннинский (газета «Культура», №47, 14.10.1999): «Валерий Белякович уверенно извлекает урок чистого человеколюбия из-под фирменной сорокинской грязи». Под внешней отстранённостью Сорокина Белякович разглядел «раненое сердце».
Славомир Мрожек – яркий представитель театра абсурда как направления в европейской драматургии второй половины 20-го века. В пьесе «Эмигранты» автор делится тем наблюдением, что при смене страны проживания ничего не меняется, жизнь остаётся такой же абсурдной в своей жестокости. Один из героев пытается накопить денег, второй пытается написать книгу. Одинаково бессмысленными оказываются как стремление к материальному благосостоянию, так и к духовному прорыву. Валерий Белякович меняет название пьесы, его спектакль называется «Братья». Лев Аннинский: «Но главное, что действует на меня в этом спектакле "Юго-Запада", - это чисто зрительский шок от атмосферы безбытного, безопорного существования, воспринимаемого как неизбежная данность. Режиссер Валерий Белякович в этой грохочущей железом норе, как дома: его театр никогда и не был уютным. Самое же поразительное - и за решетками, и на решетках - это запредельное ощущение фатального нашего братства. В ролях: Валерий и Сергей Беляковичи. Спектакль называется "Братья". Братья по несчастью, которое нам дороже счастья, ибо счастье - это хомут, тюрьма, решетка для нашего вольного духа». (газета "Версты", 04.12.1999)
Цель театра абсурда – избавить зрителей от шаблонов восприятия. «Чайка» Беляковича – безусловно разрыв театроведческих шаблонов: властная и целеустремлённая Заречная, потрёпанная жизнью, изломанная Аркадина… Чувствительный Треплев проигрывает равнодушному Тригорину, которому первенство в конфликте с Треплевым не очень-то и нужно. Чехов сам назвал свою пьесу комедией. Белякович видит в его персонажах карикатуры на людей. Это особенно заметно будет в последующих редакциях спектакля. А пока всё та же тема: мучительное непонимание между людьми. Елена Мовчан: «А может быть, действительно театр Чехова – первый шаг к театру абсурда, когда все говорят и никто никого не слышит? В театре на Юго-Западе монологичность чеховских пьес проявилась столь отчетливо благодаря отстранению, которое Белякович использует во всех без исключения спектаклях. Его актеры обращены не друг к другу, а всегда – в зал. Но если обычно этот прием лишь усиливает комизм или трагизм ситуации, то тут он сработал впрямую: монологи отправляются в никуда, не требуя отклика.
А всё-таки, когда не слышат – как это больно. И чеховская драматургия снова и снова говорит нам об этом» («Искусство», приложение к газете «Первое сентября», №43, 01.11.1999).
Октябрь-ноябрь: обнаружен первый в мире компьютерный вирус; российские войска форсируют Терек, идут бои за Гудермес, за Грозный; Леонид Кучма становится президентом Украины; Джордж Майкл готовит к выпуску свой четвёртый альбом - Songs from the Last Century.
20 ноября театр на Юго-Западе выпускает новую редакцию «Женитьбы». Главный режиссёр возвращается к истокам, к пьесе, с которой всё начиналось. Этот спектакль старше театра, Белякович поставил его в клубе Мещерском ещё в 1974 году. 25 лет спустя Валерий Романович репетирует с молодыми актёрами, словно передавая им олимпийский огонь. В новой редакции роль Агафьи Тихоновны исполняет блистательный комик Александр Горшков.
Дарья Евдочук: «Восстановленный в 1999 году «юго-западный» спектакль представляет собой ярчайшую феерию на грани клоунады времен НЭПа с отголосками комедии дель арте в шутовских костюмах и гриме и с чарличаплиновскими киношными гэгами. Веселый эклектический замес, на фундаменте которого вырастает истинная радость для глаз и души» (Интернет-портал ОКОЛО, 17.11. 2014)
В конце 1999-го года в труппу театра принята Жанна Чирва.
31 декабря, в полдень, Борис Ельцин в телеобращении к народу объявляет о своей отставке: «Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми».
Исполнение полномочий Президента РФ возложено на Владимира Путина.
По расчётам ООН к концу этого тысячелетия население Земли достигает шести миллиардов человек.
В начале 2000 года с переменным успехом и с тяжелыми потерями, в том числе среди мирного населения, продолжается вторая чеченская война. В марте Владимир Путин побеждает на выборах, он становится президентом РФ. Американцы бомбят Ирак. Югославы выходят на демонстрации против Слободана Милошевича. В США испытывают новое лекарство от алкоголизма. В Китае католический священник получает шесть лет тюрьмы за издание Библии. Премьер-министром России становится Михаил Касьянов (в народе его называют «Миша 2%» за то, что по слухам берет откаты). В июне главой администрации Чеченской Республики назначается Ахмат Кадыров. Генеральная прокуратура РФ задерживает Владимира Гусинского, как подозреваемого в мошенничестве, в котором фигурировал холдинг Гусинского «Медиа-Мост». Спустя некоторое время Гусинского выпустят. Для широкой публики так и останется неясным за что олигарха посадили, и в результате каких договорённостей его выпустили. К слову о Владимире Гусинском, он был сокурсником Валерия Беляковича по ГИТИСу. Одно время в середине 90-х Гусинский помогал театру на Юго-западе деньгами, в тот период актёрам стали оплачивать репетиции.
В 2000 году Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший выпускают фильм «Брат-2» - криминальный боевик, который зрители растаскивают на цитаты:
«Вот скажи мне, американец, в чём сила! Разве в деньгах?.. Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! »
Летом 2000-го в театре на Юго-Западе две премьеры: «Макарена» и «Конкурс», два современных автора: Надежда Птушкина и Александр Галин.
«Макарена» ставится на народную артистку России Римму Маркову.
Валерий Белякович: «Это было грандиозное шоу, оформленное страстной латино-кубино-бразильской карнавальной музыкой от кукарачи до макарены. Российская жизнь, прочитывалась контрастно, от этого не становилась менее эмоциональной» («Призвание – «Ю-З»», стр. 218)
Тематически премьера заставляет вспомнить о «Старом доме» и «Трёх цилиндрах» одновременно. История героя (героини), чья жизнь не вписывается в современные ему социальные стандарты.
Наталья Колесова: «За авантюрными поворотами сюжета и знойными ритмами макарены (…) встаёт материализующейся тенью вся грубая, пошлая, нелицеприятная реальность. В этой реальности, пропади она пропадом, интеллигентной и гордой женщине, не лишённой юмора, остаётся лишь одно – ждать финала жизни, запершись в квартире наедине с собранием сочинений Диккенса» (газета «Вечерняя Москва», 11.07.2000)
Спектакль «Конкурс» пришлось закрыть, театр не достиг взаимопонимания с автором пьесы. В премьере была занята японская актриса Надзаки Йосико, стажировавшаяся в театре на Юго-Западе.
Наталья Колесова: «Конфликт пьесы, рассказывающий о продаже за границу русских девушек в стриптиз-шоу, сам по себе морально устаревший, преобразился в спектакле в глобальную идею распродажи Родины – с ее интеллектуальным генофондом, ресурсами и потенциальными возможностями… Валерий Белякович вытащил из пьесы то зерно, которое даёт ей право жить на сцене» («Вечерняя Москва», 14.12.2000)
Театр на Юго-Западе – детям. Занятия с подрастающим поколением на различных площадках проводят - Михаил Докин, Сергей Неудачин, Вячеслав Климов, Ирина Бочоришвили (в школьном театре «4Т» под руководством Елены Белосельской); Ирина Подкопаева (в детской прогимназии), Надежда Бадакова (в школе №31), Михаил Марченко (в центре детского творчества). Уже третий сезон Юго-Запад сотрудничает с «Театром, где играют дети» под руководством Дмитрия Калинина. Актёры с «Юго-Запада» принимают участие в совместной с детьми постановке «Маугли».
Валерий Белякович («Призвание – «Ю-З»», стр. 223): «А между тем мир вплотную подошёл к XXI столетию. На рубеже тысячелетий театральная Россия потеряла О. Ефремова, Б. Льва-Анохина, А. Гончарова, И. Судакову…
Средняя зарплата по стране поднялась до 73-х долларов, у артистов Олега Задорина и Илоны Барышевой родилась дочь Вера, у четы Михаила Короткова и Натальи Федотовой родилась дочь Маша, у четы Задохиных – дочь Катя. Театр на Юго-Западе, несмотря на многие трудности, рос и был устремлён в будущее…»
газ. «Неделя» (иллюстрированное приложение к газете «Известия»), №41 (2050), от 14-20 октября 1999 года
газета «Центр российских и европейских учений» от 12 августа 1999 года
•газета «The Moscow Times», от 19-25 ноября 1999 года
•газ. "Вечерняя Москва", №228 (22805), от 29 ноября 1999 г.
•газ. EX LIBRIS, № 47 (119) от 2 декабря 1999 г.
•газета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года
•Газета "Вечерний клуб", №30 (1403)
•«Пензенские вести» №70 (1186), сентябрь 1999 г.
•журн. «Современная драматургия», №4, октябрь-декабрь 1999 г.
•газ. «Вечерняя Москва», №177 (22454), 8 октября 1999 г.
•газ. «СТРАДАловка» №43 (114) от 28 октября
•Газета THE MOSCOW TRIBUNE, #6/1339, January 28-30, 2000
•газета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года
•газета «Ведомости. Пятница», №24, от 8 октября 1999 года
•«Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»), №43(163), ноябрь 1999 г.
•