Информация:
Сезон 26 (2002-2003)
20 сентября 2002 года в Кармадонское ущелье (Северная Осетия) сходит ледник Колка, среди погибших - Сергей Бодров-младший. После фильмов «Брат» и «Кавказский Пленник» он воспринимается «героем своего времени». Его смерть кажется символичной. 90-е кончились, брат.
Никто еще не предполагает, что нулевые назовут «сытыми», но уже есть ощущение, что жизнь налаживается. Мобильные телефоны появляются не только у «новых русских». Дома в спальных районах обрастают тарелками спутникового телевидения. Интернет теперь быстрее и доступнее. В почтовых ящиках - бесплатные каталоги Икея. Вчерашние челноки ездят в Турцию отдыхать. Люди строят планы на будущее, в моду входит ЗОЖ.
Чем больше думаешь о будущем, тем меньше о вечном. Земля снова уходит из-под ног обывателя в конце октября 2002 года. 19 октября – устроенный чеченскими террористами взрыв в «Макдоналдсе» (улица Покрышкина, совсем близко от театра на Юго-Западе). 23-26 октября – захват заложников в театральном центре на Дубровке. Спустя долгие годы упоминание об этом событии будет срабатывать триггером для всех, переживших то время.
Нулевые – эпоха великих телесериалов, прежде всего американских. Для российских зрителей в полной мере доступными они станут не столько благодаря телевиденью, сколько благодаря торрентам. Сериалы ломают шаблоны восприятия, в том числе и моральные стереотипы. К примеру, в 2002 году выходит уже второй сезон сериала «24 часа» с Кифером Сазерлендом в главной роли. Проблема нравственного выбора там представлена зрителям с такой откровенностью, на которую ранее мало кто решался. Персонажи вынуждены принимать решения, которые противоречат их личным моральным убеждениям. К примеру, президенту Палмеру приходится выбирать между жизнью одного человека и риском для жизни миллионов. А у главного героя Джека Бауэра нет другого выхода, кроме как прибегнуть к пыткам с молчаливого одобрения того же сериального президента.
Весной 2003 года войска международной коалиции во главе с США вторгаются в Ирак и свергают Саддама Хусейна. Группа «Тату» занимает третье место на «Евровидение», девочки становятся первыми представителями российского музыкального рынка, которым удалось войти в мировой глобальный чарт. «Золотого орла» и «Нику» в 2003 году получает «Кукушка» Александра Рогожкина, фильм о том, что люди способны понимать друг друга, несмотря на языковые и культурные барьеры.
К этому времени Валерий Белякович - уже народный артист РФ, а также кавалер Константиновского ордена Святого Георгия «за выдающиеся заслуги в утверждении высоких и общечеловеческих ценностей, взаимообогащение культур, сближение наций и народностей, укрепление мира , развитие дружеских и братских отношений между государствами».
Гастроли театра на Юго-Западе в 26 сезоне:
1.08.02 – 3.08.02: «Женитьба» на театральном фестивале в Южной Корее (г.г. Качанг и Поханг)
30.03.03-7.04.03 : «Женитьба» во Франции (Тулуза)
5.05.03 – 16.06.03: «Сон в летнюю ночь», «Чайка» и «Мастер и Маргарита» в Японии (г.г. Осака, Тойохаси, Кобэ, Нара, Киото, Нагоя, Гифу, Токио, Сендай).
В 2003 году 18-летняя Йоко Нишида смотрит «Мастера и Маргарита» в родном городе Осака. Впечатление от спектакля настолько сильное, что она едет в Токио, чтобы увидеть ещё и «Сон в летнюю ночь». На улице встречает Виктора Авилова, заговаривает с ним. Разговор получается как в фильмах Рогожкина: незнание языка не мешает пониманию. После этого Йоко выучит русский и отправится в Москву, на «Юго-Запад».
Валерий Белякович: «Я не припомню такого, чтобы наш спектакль японцы не принимали. Когда есть узнаваемые человеческие страсти — это понятно всем. Люди везде одни и те же, пороки тоже”. (журнал «Иные берега», 4(44), 2016, стр. 118)
В альбоме “Театр на Юго-Западе, легенда продолжается…» Валерий Романович, рассказывая о 26 сезоне, отдаёт должное спектаклям-долгожителям – тем, которые не ушли со сцены спустя четверть века существования театра.
«Мольер» - спектакль об актёрском братстве, о людях, которые живут не как все. Любая творческая деятельность сопряжена с социальными рисками. Однако писатель или художник делают это в одиночку, актёры же – в одной лодке. Коллективное творчество в своём потенциале эффективнее, но и труднее при этом.
Наталья Старосельская: «Выстроенный предельно четко и жестко, не утративший ни энергии мысли, ни энергии чувства, спектакль Валерия Беляковича обладает какой-то непостижимой аурой: чем больше смотришь его, тем больше находишь нового, не увиденного прежде. И всё труднее и труднее становится его оценивать с привычной точки зрения, потому что в атмосфере «Мольера» Театра на Юго-Западе, словно в огромной колбе, кипят уже и «элементы» нашей прошедшей жизни, нашего сознания, образа мысли и чувства. Наше прошлое. Наше настоящее. Как правило, зрители приходят на этот спектакль снова и снова, чтобы еще раз пережить незабываемые мгновения. И театр дарит их вновь…» (журнал «Страстной бульвар», №5-45, 01.2002)
“Старые грехи” – спектакль, поставленный в далёком 1979 году по ранним рассказам Чехова. Валерий Белякович: «Театральная судьба у «Старых грехов» достойная. Гастроли по многим городам СССР, международные фестивали в Эстонии (Тарту), в Голландии (Эйндховен, Амстердам), в Америке (Чикаго, Милуоки). В Голландии и Америке, кстати, спектакль играли на английском языке» («Легенда продолжается…», стр. 29). В 26 сезоне театр прощается со «Старыми грехами», спектакль постепенно уходит из репертуара, однако совсем не уйдёт. Сценки из «Старых грехов» будут пытаться повторить студенты Валерия Беляковича в ГИТИСе, а «Налима» публика увидит на праздновании 70-летнего юбилея мастера, спустя четыре года после его смерти.
В 26 сезоне на сцене театра – вторая режиссёрская редакция «Женитьбы». Валерий Белякович мысленно возвращается к этой гоголевской пьесе снова и снова, когда ему будет 60 он однажды воскликнет: «Я только сейчас знаю, как надо ставить «Женитьбу»!»
29 июля 2003 года – первый прогон второй редакции «Гамлета».
Жанна Филатова: «Сценическая версия сегодняшнего "Гамлета" принципиально отличается от спектакля двадцатилетней давности. Отличается прежде всего ощущением времени, изменившемся до неузнаваемости категорически, времени, опрокинувшем понятия, казавшиеся несокрушимыми, и воздвигшем новые ценности со страстью близкой к космической. (…) Белякович выбрал для своего нового "Гамлета" особый жанр. Сегодня он рассказывает драматическую историю, используя приемы музыкального театра. Есть кордебалет, с механической точностью выполняющий заданные режиссером движения. Есть солисты - Гамлет, Клавдий, Гертруда, Офелия, Полоний, Призрак, имеющие свои "сольные" партии». (журнал «Театральная касса», 03.2004)
С августа 2002 года на сцене театра появляется новое освещение. Техника даёт режиссёру новые возможности. При этом старые возможности уходят в историю. Нет больше того эффекта, когда для зрителей во время спектакля могли вдруг исчезнуть стены маленького зала.
В 2003 году Виктору Авилову исполняется 50 лет. В честь своего юбилея он вновь выходит на сцену в роли Мольера.
Наталья Старосельская: «В какой-то момент я заподозрила, что новым зрительским поколениям этот спектакль не станет настолько дорог (…) Мне повезло, – в тот вечер, когда впервые после большого перерыва на сцену вышел Виктор Авилов, рядом со мной оказался молодой человек, впервые попавший в этот театр. (…)В антракте он взглянул на меня какими-то странными глазами и словно испарился, а потом, также внезапно появившись, сказал, что купил билеты на все спектакли, на которые они в тот вечер продавались. «Сам не знаю, что со мной»,- пробормотал парень, опустив голову… Как странно, что я смотрю этот магический спектакль, я тоже не могу ответить на вопрос, что со мной?» (журнал «Страстной бульвар», №5-45, 01.2002)
В 26 сезоне в труппу театр на Юго-Западе приняты Алёна Кузнецова и Игорь Коровин.
Валерий Белякович ставит «Tabernaria» по Карлу Гольдони и «Дураков» по Нилу Саймону в театре «Комедiя» (Нижний Новогород) и «Горячее сердце» по Александру Островскому в МХАТ им. М. Горького (Москва).
17 июля 2003 года в театре на Юго-Западе – первый прогон «Даёшь Шекспира!» по мотивам «Двух веронцев». Бомжи в подземном переходе разыгрывают сюжет из жизни герцогов. В конце 70-х, когда появился на свет театр на Юго-Западе, никаких бомжей на улицах Москвы ещё не было.
Альбом «Легенда продолжается…», стр. 63: «В «Даёшь Шекспира!» Белякович создал обобщающий образ представителя «обманутого поколения» романтиков и энтузиастов времен освоения Целины и покорения Сибири».
В этом сезоне в театр на Юго-Западе впервые присылают на практику студентов-театроведов. Елена Гинцберг вспоминает, как проходила практика: ходили на все спектакли, помогали с костюмами, с гримом, с реквизитом, подглядывали за репетициями, вдыхали сценический дым: «Он пах корицей, я потом 20 лет работала в разных театрах, нигде больше такого запаха не было». К слову, про этот юго-западный дым существует много легенд. Через несколько сезонов в театр на Юго-Западе впервые придёт Владимир Долгих, он будет рассказывать друзьям-байкерам, что в этот дым добавляют какие-то психоактивные вещества, поэтому раз вдохнув его, хочется возвращаться вновь и вновь.
журнал "Путешественник", октябрь, 2002
•журнал Страстной бульвар, 10, № 3-53, ноябрь 2002 года
•рубрика ПОД УПРАВЛЕНИЕМ… ПОПСЫ, газета Нижегородские новости, от 23 октября 2002 г.
•газета ОКРУГА, № 34 (48), от 14 сентября 2002 года
•газета "За калужской заставой" № 12 от 27 марта - 2 апреля 2003 года
•газета "Нижегородские новости", от 2 апреля 2003 года
•«Литературная газета», 12 февраля 2003 год
•журнал "Страстной бульвар,10", № 2-52, октябрь 2002 года
•газета "Комсомольская праваДА в Нижнем Новгороде", от 23 августа 2002 года
•газета Культура, № 42 (7349), от 17-23 октября 2002 года
•газета "ИЗВЕСТИЯ - НН", сентябрь 2002 года
•газета "Вечерний клуб", № 37 (1509), от 23-29 сентября 2002
•Газета THE MOSCOW TIMES, № 2527 от 20-22 сентября 2002 года
•газета "Культура", № 39 (7356), от 5-11 декабря 2002 года
•