Информация:
Сезон 28 (2004-2005)
К середине нулевых текущий исторический процесс воспринимается людьми как череда террористических актов и социальных потрясений прежде всего. Закончилась эпоха научно-технической революции, некоторые ученые говорят о затухании научно-технического прогресса как такового. Если полёт Гагарина в космос был событием в жизни каждого, то, к примеру, в этом сезоне новость об открытии двух новых спутников Плутона и новость о посадке космического аппарата на поверхность Титана (самый большой спутник Сатурна) остаётся на периферии общественного сознания.
21 августа 2004 года женщины-смертницы взрывают в воздухе два гражданских самолёта, один направлялся из Москвы в Сочи, другой из Москвы в Волгоград. Погибают 93 человека.
1 сентября – чеченские боевики захватывают здание школы в Беслане, 3 сентября – штурм и взрыв в зале с заложниками. Погибают 333 человека, в том числе 186 детей.
В конце ноября 2004 года начинается «Оранжевая революция», в результате которой президентом Украины становится Виктор Ющенко.
В марте 2005 года – «Тюльпановая революция» в Киргизии, митингующие штурмуют Дом правительства, президент Аскар Акаев спасается бегством.
В России вступает в силу закон о монетизации льгот, это вызывает акции протеста в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и ряде других городов страны.
Убит президент Ичкерии Аслан Масхадов, умирают папа римский Иоанн Павел II и американский писатель Артур Миллер. В КНР отменяют действовавшие более 2 600 лет налоги на крестьян.
31 мая 2005 года завершается судебный процесс по делу ЮКОСа, Михаила Ходорковского осуждают на девять лет лишения свободы. Деятели культуры выступают с двумя обращениями в средствах массовой информации. Одни требуют признать Михаила Ходорковского «политзаключённым», другие осуждают попытки придать приговору суда политических характер. Настороженность вызывает не наличие двух противоположных точек зрения, а фамилии подписантов. Если, к примеру, Александр Калягин и Станислав Говорухин воспринимаются как люди, имеющие своё обоснованное мнение по этому поводу, то мнение Анастасии Волочковой не кажется самостоятельным. Через шесть лет она и вовсе откажется от своей подписи.
Развитие информационных технологий приводит к повышению доступности информации, а заодно и к расширению возможностей манипулирования с помощью информации общественным сознанием.
В начале 20 века мечталось о том, что научно-технический прогресс сделает жизнь человека безоблачной. Сто лет спустя оказалось, что наука, дав человеку новые возможности, создаёт при этом новые проблемы.
Спектакль «Куклы» на Юго-Западе (первый прогон в июле 2004 года). Выбор Валерием Беляковичем для своей постановки пьесы Хасинто Грау в данном контексте представляется и актуальным, и провидческим. Механические куклы сеньора Пигмалиона не способны согреть сердца зрителей. Смогут ли роботы, обещанные нам разработчиками новых технологий, сделать жизнь лучше? Технический прогресс всё явственней видится как апокалипсис.
Пигмалион - имя мифологического греческого скульптора, которому удалось оживить свою статую при помощи богини любви Афродиты. В спектакле «Куклы» в финале появляется третий Пигмалион, которого нет в испанской пьесе, режиссёр сам пишет финальный монолог, признаваясь в любви к актёрам. Белякович остаётся верен себе – его гений не признаёт апокалипсисов.
Валерий Белякович: «Трагедия в Беслане, бесконечные террористические акты, потрясающие мир, но как бы там ни было "жизнь есть жизнь". И с этим успокаивающим девизом "Юго-Запад" набравшись сил едет на гастроли в октябре - ноябре в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск со спектаклями "Мастер и Маргарита", "Гамлет" и "Сон в летнюю ночь". Устав от бесконечных бед, отсутствия праздника, публика с радушием и теплотой принимала Театр на Юго-Западе. Так что там, на гастролях, любовью зрителей "Юго-Запад" морально подлечил свои раны». (из архивов театрального сайта)
2 января 2005 года в театре на Юго-Западе – премьера детского спектакля «Маленькая колдунья» по повести Отфрида Пройслера. Режиссёр – Олег Лопухов, сын Анатолия Николаевича Лопухова (главный звукорежиссёр Юго-Запада) и Валентины Ивановны Лопуховой (главный бухгалтер Юго-Запада). Из интервью с Олегом в 2005 году (интервьюер Ирина Орлова):
«Заканчивая режиссерский факультет, я должен поставить дипломный спектакль. Выбор был долог, я читал много сказок и детской литературы. В конце концов, я остановился на трех произведениях, но всё сошлось на «Колдунье», так как Валерий Белякович тоже когда-то хотел поставить именно это, но не складывалось, а вот тут всё сложилось. В большей степени это был выбор Беляковича, но я не возражал, потому что сказка и мне самому очень нравилась. В ней звучит тема одиночества, выхода за рамки, изменение своей кармы, если так можно сказать. И когда человеку предначертано быть таким, то он прорывается на новую высоту.
Спектакль, как и сказка, традиционен – добро побеждает зло. Репетиции спектакля сначала вел Валерий Романович, а потом уже и я, но он всё равно корректировал, подсказывал, учил. Ему же принадлежит и сценография сказки».
В 28 сезоне Валерий Белякович в первый раз набирает актёрско-режиссёрский курс в РАТИ (ГИТИС).
Из интервью Татьяны Виноградовой с Валерием Беляковичем: «Актёрам мне есть что сказать. Я могу вырвать их нутро и вытащить его наружу. Я могу добиться, чтобы они встали на рельсы русской театральной школы глубокого психологизма, чтоб не было этого показа, чтоб они шли все-таки от себя, от своего сердца актёра... Я люблю пустое пространство, я люблю минимум на сцене. Минимум, который работает на максимум. Вот в "Куклах", допустим, эти зеркала, которые работают и как "зазеркалье", и как офис, и как кукольные комнатки... "Гамлет", где только колонны и ничего нет... Они смотрят эти все спектакли. И если есть ум, и если есть сердце, и если ещё, что называется, "ты из этой колоды", - тогда тебя это проймёт. Но не все студенты такие. Есть те, кто принадлежит к совершенно другому направлению, я это чувствую. Значит, я не должен их ломать. Если им близок интеллектуальный театр, который шарахается от моей экспрессии, то я могу помочь и им, потому что ставил и играл и "Эскориал" (спектакль по пьесам М. де Гельдерода "Эскориал" и Э. Олби "Что случилось в зоопарке?"), и интеллектуальную драму "Король умирает" Э. Ионеско. Мне это несложно». (газета "Завтра", №19 , 05.2005)
На этом курсе учатся Ольга Авилова и Михаил Белякович. Студенты этого курса, которые войдут в труппу театра на Юго-Западе: Максим Драченин, Константин Курочкин, Денис Нагретдинов, Вероника Саркисова, Денис Шалаев.
В этом, 28-ом, сезоне в труппу театра на Юго-Западе приняты Андрей Санников и Надежда Бычкова. Олеся Заяц, будучи фанаткой театра, становится заведующей его пошивочным цехом. За несколько сезонов до этого на Юго-Западе появляется Елена Петрова, она откликается на опубликованную на сайте театра вакансию билетного кассира. Это, наверное, первый случай, когда на работу принимают человека, который ничего об этом театре не знает. Поклонницей театра на Юго-Западе Лена становится уже на своем рабочем месте.
В феврале 2005 года Валерия Романовича экстренно госпитализируют. 11 февраля – первая операция. 14 февраля во время спектакля «Женитьба» в театре отключается электричество, актёры доигрывают спектакль при свечах и фонариках. 15 февраля – вторая операция . Врачи дают неутешительные прогнозы. На Юго-Западе никто не верит в возможность трагического исхода. Остановка сердца во время операции. 19 февраля – третья операция в день свадьбы Насти Ваниной, дочери Алексея Ванина и Тамары Кудряшовой, в театре играют «Встречу с песней» в честь молодоженов. Позже Валерий Романович будет рассказывать, что ему виделось, что он там был, его сознание выходит за рамки физического тела. В театр возвращаются Вячеслав Гришечкин и Сергей Белякович. Из реанимации в обычную палату Валерия Романовича переводят только 28 февраля, его реанимационную койку занимает Николай Караченцов, попавший в аварию на Мичуринском проспекте.
Валерий Белякович о самом себе и жизни театра весной 2005-го года:
«24 и 25 марта в очередной раз, по многочисленным просьбам жителей северной столицы, Театр на Юго-Западе даёт "Мастер и Маргариту" М. Булгакова всё в том же помещении, ДК "Выборгский". 15 апреля, в то время пока "Юго-Запад" успешно покорял просторы Сибири (Ижевск, Пермь, Челябинск, Свердловск) со спектаклем "Мастер и Маргарита, на сцене Театра Валерий Белякович давал свой второй по счёту моноспектакль, который прямо так и называется "Моно-2". Рассказы этого вечера: "27 декабря 2002 года", "Дед Мороз и Снегурочка", "Дименус Силентиум", "Клинические фантазмы". Не так давно Валерий Белякович пережил страшную болезнь и пробыл в больнице больше месяца, об этом написан его последний рассказ "Клинические фантазмы". Больше месяца в одиночестве и тоске, вдали от любимого дома - Театра на Юго-Западе - от любимого дела. "Моно"- спектакли Валерия Беляковича своего рода обращение, исповедь, бальзам на давно наболевшие раны. "Моно" - это состояние души, её здоровье.» (из архивов театрального сайта)
В мае 2005 года Татьяна Виноградова берёт интервью у Валерия Беляковича, он рассказывает о грядущей премьере: «Я сейчас думаю о "Дракуле". Не от того, что хочу "кровью народ попугать". Колоссальная литература существует по этой теме, энциклопедии... Вот недавно показывали американцев, которые на самом деле себя режут и пьют друг у друга кровь. У этой темы критическая какая-то масса есть уже, страшно за это браться... Мне кажется, человек становится Дракулой, становится "носферату" не от хорошей жизни. Я не то, чтобы хочу этого персонажа оправдать, но мне кажется, в любом преступнике, в любом опустившемся человеке, - где-то внутри сидит любовь, сидит желание счастья, сидит добро. Как в спектакле "Даёшь Шекспира!" по "Двум веронцам": даже если "сверху" это бомж, которому на всё наплевать, в какой-то момент в нём прорывается человечность. И - это конечно смешно, но мне кажется, и Дракула, историю которого я хочу поставить как историю любви и заблуждения, - великой любви и трагического заблуждения, - не безнадёжен. Все равно в нём есть тоже человек. И в финале мы убиваем не только Дракулу, но и эту страсть к запредельному... Хотя и спасаем его душу. Мы попытаемся исследовать корни этого зла».
12 июля 2005 года в театре на Юго-Западе – премьера «Дракулы» по мотивам романа Брэма Стокера.
Одна из газетных публикаций следующего сезона, посвященных творчеству Валерия Романовича, будет называться «Белякович, заглянувший «туда»». Критики станут рассуждать о том, что после перенесённой болезни и остановки сердца во время операции Белякович «стал другим человеком». Наверное тот же эффект можно описать и другими словами: он вернулся к себе. Пережив смерть Виктора Авилова, пережив собственный творческий, физический и экзистенциальный кризис, Валерий Белякович продолжает свой путь.
международный еженедельник "ЗАПАД-ВОСТОК", №39 (213), от 25 сентября - 1 окятбря 2004 года
•газета " Запад - Восток", №16 (243), 19-25 апреля, 2005 года
•журнал "Театральная афиша", август-сентябрь 2004 г
•газета ВУЗОВСКИЕ ВЕСТИ, №16(206), от 15-31 августа 2004 года
•газета "За Калужской заставой", №45 (382), 25 ноября - 1 декабря 2004 года
•журнал "Досуг и развлечения, №10(53), 3 - 13 марта, 2005 год
•радиостанция "Маяк", 24 апреля 2005 год
•Отдел культуры. Газета "Московский комсомолец", от 25 августа - 1 сентября 2004 года
газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, №157(23955), от 24 августа 2004 года
•газета "Сударушка", №16 (704), 27 апреля - 4 мая, 2005 года
•журнал "Ваш досуг" (г. Санкт-Петербург), №38 (180), от 27 сентября - 3 октября 2004 года
газета "Вечерний клуб", №39 (1614), 10 - 23 ноября 2004 года
•газета "Россiя", №46 (52/898), 2 - 8 декабря 2004 года
•журнал "Досуг и развлечения", №35 (35), 28 октября - 7 ноября 2004 года
•