Информация:
Сезон 29 (2005-2006)
Второго августа 2005-го невисокосного года спиной к парадному входу в театр на Юго-Западе стояли двое, они любовались на заходящее за Храм Михаила Архангела солнце. Тот, который по-моложе, закурил и произнес несколько мелодраматично: «Слышь, Серый, а мне через три года уже пятьдесят стукнет». В глазах Серого мелькнула искра: «Кит, это ж ещё в морфлоте успеть отслужить можно!». Оба заржали. Докурив они зашли в театр, в тот вечер в первый раз давали «Слишком женатого таксиста».
Пьесу Валерий Белякович подобрал специально под «стариков». Они просили без машинерии, без зеркал, без музыки – просто дать им поиграть друг с другом как раньше. Пьеса на первый взгляд казалась простоватой, но с течением времени актёры её оживили и одомашнили. В анекдоте разглядели лирику. Саша Наумов объяснял любопытствующей журналистке по имени Юля: «Спектакль ведь о любви, нехватке любви. Не только о любви мужчины и женщины, но и о человеческих отношениях. Джон Смит, таксист, почему он с двумя женщинами живет? Ему и одной хватает. Но он боится вторую обидеть, боится разрушить тот мир. Такой манок я в спектакле увидел».
А в конце августа 2005-го из телевизоров по всему земному шару завыли собаки, уцелевшие на чердаках затопленного Нового Орлеана, города разрушенного ураганам «Катрина». Без вести тогда пропали 30 тысяч человек. По улицам, превратившимся в реки плыли лодки не со спасателями, с мародерами. Всплеск преступности в одночасье опустил на социальное дно целый город. Эхо тех событий отозвалось на Юго-Западе двумя постановками. Один впечатлительный американский продюсер из Лос-Анджелеса пригласил Валерия Беляковича поставить «На дне».
Валерий Белякович: «Вот в Америке, у них актерской школы нет. Они изначально на кино ориентированы. Я только что из Лос-Анджелеса вернулся, там спектакль «На дне» ставил с голливудскими артистами.
- Ну и как они восприняли нашего Горького?
Да никак! Пришлось переписывать! У нас был не Лука, а Вандер, не Сатин, а Даглас, не Василиса, а Дженнифер. Вообще, эту пьесу выбрал продюсер сдуру, она для нас идеальна, а для них проблемы бомжей не так актуальны. Но мы побывали с их главным прокурором в ночлежке Лос-Анджелеса «Шелтор» (мы и спектакль так назвали). Там так ужасно, прямо как в спектакле - нары, нары... Да вообще, мир - это большое Дно, и мы все карабкаемся, карабкаемся, пытаемся выскочить, осмыслить что-то... А играли американцы неплохо». (из интервью с Екатериной Рындык, журнал "Красивые люди", 04.2006)
А у себя дома, на Юго-Западе, Валерий Белякович выпустил вторую редакцию «Собак» по повести Константина Сергиенко «До свиданья, овраг!». В финале спектакля 1987 года режиссёр оставил в живых Гордого, а в редакции 2006 года - немую собачку по имени Жу-Жу. Поклонники Юго-Запада говорят, что первый спектакль был о людях, а не о животных – почти «На дне», а вторая редакция – больше про собак, про нашу ответственность за слабых и беззащитных.
В 29 сезоне театр на Юго-Западе много гастролирует. Мастер и Маргарита со своими инфернальными сопровождающими посещают Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Тобольск и Токио.
Нижний Новгород рукоплещет «Куклам» и «Слишком женатому таксисту», «Дракула» будоражит воображение зрителей Тобольска, а «Макбет» - театралов города Токио.
Спектакли, поставленные Валерием Беляковичем в этом сезоне вне дома: «Ревизор» (Н. Гоголь) в театре «Комедiя» (Нижний Новгород), «Трактирщица» (К. Гольдони) в театре «Атриум» (Чикаго), «The Shelter» (по мотивам пьесы М. Горького «На дне») в театре «Одиссей» (Лос-Анджелес).
У себя в театре Белякович пересматривает ещё один старый юго-западный сюжет. Первый его спектакль по пьесе Карло Гольдони назывался «Трактирщица», премьера этого сезона переименована в «Карнавальную шутку».
Наталья Старосельская: «Неукротимый Валерий Белякович вновь обратился к "Трактирщице", поставив уже совершенно другой спектакль на основе Гольдони. Только теперь он называется "Карнавальная шутка", сыгран молодыми артистами труппы и... каким-то непостижимым образом настоян на ностальгии. Все те же мелодии Сан-Ремо звучат здесь в иной аранжировке - в самом начале спектакля словно чуть замедленно, как будто рождаясь в памяти, а потом уже возвращаясь к первоначальному ритму. И мы постепенно, шаг за шагом входим в пространство заново осмысленной, заново пережитой давней "карнавальной шутки", послужившей хорошим уроком всем тем, кто её затеял, и тем, кто оказался невольными жертвами. На этот раз у Валерия Беляковича получилась жестокая шутка - так шутит с нами порой Судьба, и мы остаёмся в одинокой растерянности перед произошедшим, чтобы потом долго-долго осмысливать: что же случилось? Как это всё произошло? И почему - со мной?.. .» (журнал "Страстной бульвар, 10", №4 - 94, 04.2006)
Главная премьера сезона – «Требуется старый клоун» по пьесе Матея Вишнеча, первый прогон 3 июля 2006 года.. Сергей Белякович, Алексей Ванин и Владимир Коппалов сыграли историю о трёх старых клоунах, чьё время на этой земле уже на исходе. «Почтеннейшая публика, просим прощения. Клоуны сегодня не выйдут на арену… Они больше никогда не выйдут…» Наверное, это самый печальный спектакль за всё существование театра на Юго-Западе. Накануне своего 30-летия Юго-Запад плачет вместе со своими зрителями. Только выплакав накопившиеся слёзы можно идти дальше.
Лидия Еселева: «Мне кажется, тот спектакль уводил меня куда-то за измерение театра и игры. Я имею в виду, что там внутри, в спектакле, был какой-то предел, за которым был уже не театр, это было другое пространство и в нём казалось почти невозможно существовать, а трио клоунов пробивалось туда и там, крепко держась друг за друга и при этом умоляя друг друга уйти, умудрялись быть и туда же за ними попадали и зрители. И сидящий на чемодане в финале клоун Черняка казался уже существом из другой реальности, чуть ли не иной формой (не жизни, а даже и не знаю чего) - потому что жить в этом было уже невозможно, никаких душевных сил уже практически не оставалось. А этот клоун – был».
- Привет, Владимир Петрович, про что играешь?
- Надежду играю, надеюсь, что двое выберутся когда-нибудь из этого болота.
- Алексей Сергеевич, а вы во что верите?
- Надежда на то, что ты все равно талантливый человек, что ты нужен.
- Сергей Романыч, грустно-то как, скажите что-нибудь…
- Здесь уже твоя линия судьбы. Клоуны уходят. Главное, чтобы цирк оставался…
Через десять дней в театре на Юго-Западе новая премьера – третья редакция «Оперы нищих». «Акула пера» Сергей Соседов взахлёб рассказывает об этом событии газете «Сударушка»: «Искрометный музыкальный фарс-экспромт, тонко сплетенный из феерических по своей яркости мизансцен, песен (зонгов) и потрясающей, на пределе самоотдачи, игры актеров!».
Одним дождливым вечером, уже в следующем сезоне, редкие прохожие курсировали по тротуару вдоль проспекта Вернадского, между гостиницей Салют и метро Юго-Западная – кто туда, кто обратно. Среди них было много приезжих, они знать не знали о существовании театра на Юго-Западе, но почти все они с улыбкой оглядывались на статного солидного мужчину, который шел почему-то не по асфальту, а парапету, как мальчишка балансируя руками. Это был Фарид Тагиев, он только что посмотрел «Оперу нищих» и ему захотелось ощутить себя таким же легким, быстрым и ловким как люди на подмостках, он принял решение вернуться в театральную профессию.
____________
По мотивам прессы тех лет и воспоминаниям современников
журнал "Красивые люди", апрель 2006 года
•журнал «Страстной бульвар, 10», №7-87, март 2006 года
•журнал "Человек. Культура. Город", №7-8 (23-24), июль-август 2005 год
•газета МОСКОВСКАЯ ПРАВДА, №109 (25407), 26 мая 2006 года
•газета "Литературная Россия", №26 (2262), 30 июня 2006 года
•газета "Аргументы и факты. Нижний Новгород", №10, март 2006 года
•газета МОСКВА-ЦЕНТР, 14 декабря, 2005 г., №49
•газета "Москва Центр", 2 ноября, 2005 г., №43
•газета "Город и горожане", №8(1093), 28 февраля - 6 марта 2006 года
•Газета "АиФ", №28 (1341), 12-18 июля 2006 года
•газета "Нижегородский рабочий", 21 июня 2006 года
•журнал "Самозащита", №3 (20) 2006 года
•газета РОССИЙСИКЕ ВЕСТИ, №1-2 (1803-1804), 18-24 января, 2006 года
•