Информация:

Сезон 4 (1980-1981)

В США выбирают президентом антикоммуниста Рональда Рейгана. Во Франции – Франсуа Миттерана, первого в истории страны президента-социалиста. В состав нового правительства входят даже три коммуниста. На референдуме в Италии избиратели высказываются в пользу разрешения абортов. Компания IBM разрабатывает свою версию персонального компьютера, в которой используется операционная система «Майкрософт». Американский центр контроля над заболеваниями регистрирует новую болезнь – СПИД. Леонид Ильич Брежнев получает очередные награды. Михаил Сергеевич Горбачёв становится членом Политбюро. Продолжается война в Афганистане. Там гибнут советские солдаты. Очередной призыв в армию внушает ужас: «могут отправить в Афган». Официальная пропаганда говорит одно, люди на кухнях – другое. Газеты читают между строк. В принципе это не мешает жить обычной жизнью, двуличие не кажется чем-то из ряда вон выходящим.
Можно вступить в КПСС ради того, чтобы сделать карьеру. Это работает, но осуждается сразу с двух сторон. Коммунист, по идее, не должен быть корыстным, он же за светлое будущее для всех, а не за личную выгоду. Части интеллигенции правда видится в диссидентском движении или в сочувствии к нему. Слово «карьерист» в советском обществе звучит неодобрительно. Вряд ли кто догадывается, что мечтать о карьерном росте станет при капитализме общим местом.
Всю эту «пену дней» с человека сдувало, когда он попадал в театр на Юго-Западе. Там говорили, что думали. Делали, что хотели. Люди бросали свою работу, бросали учёбу и шли работать в этот театр, потому что им тоже хотелось так жить.
В первой половине 80-х в театр-студию на Юго-Западе приходит много новых людей: Михаил Докин, Галина и Татьяна Татариновы, Наталья Овчинникова, Марк Гройзбург, Сергей Писаревский, Мария Буслаева, Михаил Хитров, Ирма Алексеева, Алевтина Гаврюшина, Татьяна Кравцова, Алёна Денисова, Олег Полянский, Юрий Островский, Григорий Шушурин, Александр Меньшиков, Дмитрий Карамов, Евгений Кузьминов, Игорь Иванов… Многие из них выйдут на сцену, другие, не испытывая тяги к актёрству, станут осваивать новые для себя профессии: звукорежиссёр, режиссёр по свету, костюмер, администратор… В этом театре нет деления на звёзд и обслуживающий персонал, все занимаются общим делом, у всех глаза горят одинаково ярко.
Валерий Романович Белякович не был антисоветчиком. Наверное, он был идеальным советским человеком, таким, о котором мечтали теоретики социализма и коммунизма в 19 веке. В то время, как по всей стране иные тащили с производства всё, что плохо лежит, Валерий Белякович постоянно что-то приносил в театр. Пока работал дворником – находил на свалках фрагменты к декорациям будущих спектаклей, позже, из-за границы, будет чемоданами закупать на свои деньги одежду и обувь для костюмерного цеха. Он заражал своим отношением к делу всех своих соратников. Принести из дома что-нибудь, что может пригодится театру-студии, было в порядке вещей.
Из новостей на культурном фронте:
Чингиз Айтматов публикует свой роман «И дольше века длится день». Открывается после реставрации собор Василия Блаженного. Фильм «Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов) получает Оскара и Государственную премию СССР. Лидер проката – «Пираты ХХ века», его в 1980 году смотрят 90 миллионов человек. «Экипаж» (Александр Митта) – 71 миллион зрителей. В Тбилиси проходит первый советский рок-фестиваль («Автограф», «Машина времени», «Аквариум»... ). Поведение Бориса Гребенщикова на сцене вызывает скандал (он ложится на пол во время выступления). «Машина времени» триумфально гастролирует по стране. Виктор Астафьев публикует в «Комсомольской правде» разгромную статью: «Рагу из Синей птицы». У рокеров по всей стране начинаются сложности.
На голубые экраны выходит фильм-спектакль «Антоний и Клеопатра». В знаменитой постановке театра Вахтангова Антония играет Михаил Ульянов. В своём телевизионном бенефисе блистает Татьяна Доронина.
Первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин запрещает студии Олега Табакова собираться и показывать спектакли, а самому Олегу Павловичу вести преподавательскую деятельность. Выпускники Табакова приходят в «Табакерку» по ночам и продолжают репетировать.
В театре на Юго-Западе две премьеры.
В декабре 1980 года – «Эскориал». Две пьесы за один вечер: «Эскориал» (Мишель де Гельдерод) и «Что случилось в зоопарке» (Эдвард Олби). Спектакль о том, как трудно людям понять друг друга. Ради того, чтобы хоть что-то друг другу объяснить, чтобы пробиться сквозь стену непонимания герои спектакля идут на смерть (свою или визави). Лев Аннинский, посмотрев «Эскориал», публикует статью в журнале «Театральная жизнь», в которой называет Валерий Беляковича великим актёром.
В январе 1981-го из капустника рождается музыкально-пародийное шоу «Встреча с песней». (По другим источникам это случилось в 82-ом. Впрочем это не так важно, корни всё равно глубже. Где-то там, в детстве Валерия Беляковича, в песнях которые любила и пела его мама Клавдия Дмитриевна). Людей объединяет музыка и дискотека. Под потолком висит диско-шар, на сцене стоит барабанная установка, звучат супер-мега хиты, наши и зарубежные. Актёры вроде бы просто открывают рот под фонограмму. На самом деле довольно трудно объяснить, что они делают. Это не пародия, и не подражание. Ещё никто и не слышал о видеоклипах и «клиповом сознании», а Валерий Белякович уже всё придумал. Он сам ведёт этот невероятный концерт, его конферанс делает зрелище неповторимым. «Встреча с песней» продержится в репертуаре 35 лет. Только после смерти Валерия Романовича спектакль придётся закрыть, без него это окажется невозможным.
А пока «Встреча с песней» начинается с любимой песни режиссёра, он называет её гимном театра на Юго-Западе:
«Зори Московские, звенят поют часы кремлёвские.
С добрым утром земли и моря, Москва моя.
Первый луч заалел над столицей
Над Москвой даже облачка нет.
В этот день, в этот час нам не спится,
Мы встречаем рассвет.
Над нами синеют небеса,
На листьях прозрачная роса.
Мы встречаем друзей, мы встречаем рассвет
И родной Москве мы шлём привет».

Анна Китаева

14.02.1981Приоткрывая занавес

газета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, от 14 февраля 1981 года

28.01.1981Что скажет зритель?

Е. ИвановаГазета ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЯ № 11 (3421), от 28 января 1981 года

25.03.1981К рампе – первый шаг

И. ЧенцоваГазета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, № 70 , от 25 марта 1981 года

04.04.1981Мы готовы помочь

Е. ИвановаГазета ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЯ, от 4 апреля 1981

04.1981Студия, как она есть

Ю. СенинГазета ГОЛОС РОДИНЫ, апрель, 1981, №14