Информация:
7 сезон (1983 – 1984)
В мире всё по-прежнему: кто воюет, кто борется за мир, кто отстаивает права, свои и чужие, иные двигают технический прогресс, другие пекутся о прогрессе духовном. Ирак бомбит Иран. ЮАР выводит войска из Анголы. СССР теряет своих солдат в Афганистане. В Великобритании бастуют шахтёры. В Европе участники антиядерных демонстраций протестуют против размещения американских крылатых ракет на континенте. Ирландская республиканская армия пытается взорвать членов британского правительства. IBM производит первый в мире персональный компьютер со встроенным жёстким диском. Apple создаёт первую в мире компьютерную «мышку». Американские и французские исследователи выделяют вирус, который, как предполагают, вызывает СПИД. Они называют этот вирус ВИЧ-инфекцией. США выходят из ЮНЕСКО, обвинив эту организацию в слишком критическом отношении к американской политике. В Индии убивают Индиру Ганди. Индийский астроном обнаруживает два новых кольца Сатурна. В СССР разрабатываются планы по «повороту северных рек».
В начале февраля умирает Юрий Андропов, генеральным секретарём партии становится Константин Черненко. Он смертельно болен уже при вступлении в должность. Ему остаётся жить около года.
В сентябре 1983-го в театре на Юго-Западе – премьера по Шукшину.
Василий Шукшин:
«Мне думается, самое дорогое наше богатство – людское. Если мы в чем-то сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитанность, начитанность – это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают, и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу – это прекрасно. Ещё более прекрасно, когда все добры и образованны. Но это – впереди…»
Валерий Белякович:
««Штрихи к портрету» – пожалуй, один из самых светлых спектаклей «Юго-Запада» – о радостях и печалях простого человека. В спектакль вошли рассказы В. М. Шукшина, его публицистика и воспоминания о нём.
Это был первый спектакль, который «сдавали» комиссии Главка. На сдаче присутствовал (на случай обороны) весь общественно-художественный совет театра. Но после того, как свое мнение высказала Лидия Федосеева-Шукшина, факт приёмки свелся к чистой формальности.
Впоследствии артистка продолжила обсуждение в печати:
«В театр-студию на Юго-Западе я впервые пришла, чтобы посмотреть спектакль «Штрихи к портрету», и была потрясена подлинностью и глубиной сценического прочтения Василия Шукшина. Мир художника воссоздан по его рассказам, письмам суждениям, и сделал это – и литературно, и режиссёрски – 35-летний руководитель театра Валерий Белякович так, как никому ещё, на мой взгляд, не удавалось пока что»
(Л. Федосеева-Шукшина, журнал «Юность», 1986, №3, «Призвание – «Юго-Запад»», стр. 70)
Через три с половиной месяца после первой премьеры седьмого сезона театр выпускает «Ревизора». Приурочили к 175-летию со дня рожденья Николая Васильевича Гоголя. Всего через несколько лет станет дурным тоном приурочивать произведения искусства к каким-либо датам, однако это ненадолго. В 21 веке станет очевидным, что «оседлать волну» общего интереса - это способ добиться наилучшего результата, в данном случае – возможность обратить внимание наибольшего количества людей на творчество классика.
Ирина Роднянская на обсуждении и официальной «приёмке» спектакля:
«Театр поступил с гоголевскими «свиными рылами» с обезоруживающей человечностью – на сцене мы видим не зловещих, уродливых фантомов, захвативших иные сцены, а живых, вызывающих сострадание людей»
(«Призвание – «Юго-Запад»», стр. 74)
В этом главный секрет мастера, суть режиссёрского метода Валерия Беляковича, его отношения к жизни в целом. Для него чиновники – это люди, публика – это люди, алкаш, который замерзает в сугробе рядом с его театром – это человек. Звучит банально, но на самом деле на это способен далеко не каждый. В нашем сегодняшнем мире особенно заметно, как легко взять и разделить окружающих на… «патриотов и пятую колонну», «рукопожатных и быдло», «бедных и богатых», «талантливых и бездарных», «дураков и умных», «профессионалов и дилетантов», «курящих и некурящих», «правых и неправых»…
Третья премьера сезона - в мае 1984 года: «Три цилиндра» – сюрреалистическая музыкальная мелодрама испанца Мигеля Миуры. Спектакль полон концертных номеров, музыка – «главное действующее лицо», как говорил сам режиссёр.
«Особый «юго-западный» звук, - писал известный музыковед Аркадий Петров, - мощная, насыщенная акустика почти без «пиано», чаще «форте, либо ещё посильнее(…). Музыка, словно кровь, упруго пульсирующая в недрах этой театральной плоти и наполняющая её живительным кислородом. Музыка, как правило, идеально совпадающая с ритмом, темпом, движением, жестом, интонацией актерской речи – то есть самим Театральным Действием…». («Призвание – «Юго-Запад»», стр.77)
Свет и музыка – действующие лица на сцене Юго-Запада. Об этом много писали и говорили театральные критики. Но есть и третье действующие лицо – текст, вернее речь (произносимый текст). И дело тут вовсе не в драматургии как таковой. В случае с испанской мелодрамой это впервые становится заметно. Когда Валерий Белякович поставит «Калигулу», перекроив текст в ущерб авторской логике, это станет очевидным. Режиссёр Белякович не зря называл себя внуком Мейерхольда, у него был модернистский подход к тексту, он слышал музыку слов, он прорывался в душу зрителя напрямую, рефлексия включалась позже, уже после катарсиса.
Валерий Белякович:
«Гвоздь седьмого сезона – пьеса Льва Корсунского «Самозванец» о жизни коренного русского населения в трущобах городской цивилизации. О душевных зигзагах одинокого Григория Гусева – пограничника и грузчика (С. Белякович), о системе моральных ценностей в добропорядочной семье детского спортивного тренера.
И вообще о нашей всеобщей застойной житухе, когда командировка в Монголию представлялась едва ли не смыслом жизни, а поездка на мотоцикле в Гагры – пределом мечты. Короче, спектакль-призыв к перестройке и гласности с ретро-песнями и трагическим финалом».
(«Призвание – «Юго-Запад»», стр. 80)
В пьесе «Самозванец» конфликт простой: хорошие персонажи борются с другими хорошими персонажами за то, чтобы стать ещё лучше. На спектакле зрители смеялись, плакали, опять смеялись, уже сквозь слёзы. К этому времени их любовь к театру стала сродни наркотической зависимости. Впрочем, они таких сравнений в голове не держали, это уже зрители нулевых скажут, что возвращаются в театр снова и снова, «чтобы почувствовать себя живыми».
журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, №3, март 1986
•