Наталия Колесова • газ. «Вечерний клуб», вторник, 3 декабря 1996 года, № 132 (1217) • 03.12.1996

«Из жизни элегантных клошаров»

Главная / Пресса / Сезон 20

В финале сезона Театр на Юго-Западе выпустил премьеру – «На дне» Максима Горького. И, как водится, художественный руководитель театра Валерий Белякович превзошел ожидания публики. Горький (автор новый для этих неординарных подмостков) оказался не просто современен, как и следовало ожидать. Хрестоматийно знакомые фразы попадали точно в сердце ситуаций нашей реальности.

«Дно» в спектакле Театра на Юго-Западе выглядит стилизованно и метафорично: двухэтажные нары уходят рядами в глубину сцены, образуя проходы для кульминационных появлений и исчезновений героев. Музыкальный фон идеален: от трагически-сурового Вангелиса до роковых стилизаций русских мелодий и народных песен, исполняемых актерами с забубенной тоской и эмоциональной силой. Полуподвал театра как нельзя более подходит по антуражу к сюжету пьесы. А вот обитатели «дна» выглядят шокирующе своеобразно. Все в белом (белые жилеты, пиджаки, пальто – на голое тело у мужчин, и белые пеньюары и платья у женщин), эти элегантные клошары с вызовом носят дорогие лохмотья. Для Барона Вячеслава Гришечкина это – остатки прежней роскоши, для Сатина Валерия Афанасьева – блатной шик.

Жители трущоб загадочны, романтичны, в их рассказах крупицы правды перемешаны с мелодраматическими фантазиями и бесцеремонным враньем. Твердой рукой Белякович уводит спектакль от вульгарно-социального аспекта. Его герои – не бомжи, нищие и проститутки, с которыми легче легкого ассоциируются персонажи горьковской пьесы. Они – изгои, маргиналы, люди, выброшенные на обочину жизни. Таковы герои «Вальпургиевой ночи» Венедикта Ерофеева (одного из лучших спектаклей труппы), собранные не по своей воле в палате психиатрической лечебницы. В прошлом каждого из персонажей есть тайна, и, разгадывая ее, создатели спектакля приближаются к разгадке тайны русского характера и судьбы несчастного, униженного и гордого народа.

«На дне» обладает заразительной театральной энергией, которая не позволяет отвлечься от зрелища порой жестокого, порой эстетически совершенного. Поэтому когда из недр человеческих отношений поднимается необузданная злоба и выливается в страшную драку-мясорубку, вы не можете оторваться от нее так же, как от трагикомического монолога «отравленного алкоголем» Актера (Виктор Авилов) или дуэли-перепалки Насти (Галина Галкина) и Барона (Вячеслав Гришечкин) о переменчивой и неуловимой правде прошлого. Лука – вечная загадка и повод для дискуссий о пьесе – конкретен в исполнении Сергея Беляковича наконец-то лишен лицемерной святости странствующего проповедника. Он брит наголо, мощен физически и справедлив. Не скрывая своего темно-криминального прошлого, он щедро дарит отчаявшимся надежду и веру. Он знает, в чем спасение, он выполняет роль добросовестного трущобного психоаналитика и поэтому, независимо от результата, вызывает симпатию.

К счастью для зрителя, спектакль «На дне» начисто лишен бытовых деталей, от смакования которых невозможно отказаться, взявшись за драматургию Горького. Более того, Белякович погружает действие в мистически-образную субстанцию, в которой органично сочетаются появление призрака умершей Анны (Ирина Бочоришвили), символичная устрашающая картина драки, в которой, как в замедленном кино, катится по нарам Костылев (Валерий Черняк), и эффектные массовые сцены – живые картины тоски и тревоги.

Занятые мучительными и бесполезными поисками смысла жизни, герои спектакля подвержены приступам черной меланхолии, всплескам неудержимой удали, фантазиям, жестоким разборкам. Все это в интерпретации актеров театра перемежается непредсказуемым юмором. Артистичные босяки в изысканных белых одеждах на голое тело не только символизируют психологию дна и жизни на обочине, но и приближаются к пониманию национальной психологии. И живет в спектакле «На дне» русская душа – нежная, безрассудная, отчаявшаяся и независимая.

Наталия Колесова • газ. «Вечерний клуб», вторник, 3 декабря 1996 года, № 132 (1217) • 03.12.1996