Ольга Музыкина • Журн. "Крыша", сентябрь, 1998 год • 09.1998

Любовь – это клинический случай

Главная / Пресса / Сезон 22

Виктор Авилов – актёр знаменитого Театра на Юго-Западе, снявшийся во многих известных фильмах (достаточно назвать отечественную экранизацию романа Дюма "Граф Монте-Кристо", где он сыграл главную роль), делится с нами своими воспоминаниями, мыслями, сомнениями…

Прочтите – это интересно.

"НАЧАЛО"
Всё начиналось на московской окраине, в посёлке Востряково, что по Киевской железной дороге. Я учился в одном классе с младшим братом нашего режиссёра Валерия Беляковича – Сергеем. Тогда Валерия Романовича осенила идея сделать театр. А сам он занимался в театральной студии на Ленинских горах. Из неё потом вышло много знаменитых актёров.
Будущих актёров Валерий Романович набрал там же, в Вострякове. В основном это были одноклассники младшего Беляковича. Когда старший Белякович спрашивал про меня: "А почему Авилов?", младший отвечал: "А он анекдоты здорово рассказывает". И вот шесть-семь одноклассников начали посещать эту студию, на сегодня из той команды остались только двое – Сергей Белякович и я. Первые спектакли, которые мы играли, были простенькие – незамысловатые водевили. Ставили Гоголя, Соллогуба, Крылова. Играли в клубах, даже умудрялись сделать зрительный зал в библиотеке, где работал тогда наш режиссёр.
У нас был серьёзный подход ко всему, что мы делали. Мы не играли в клубную самодеятельность. Решили сделать театр настоящим. И сделали.

АВТОБАЗА И НИИ
Это было почти сразу после армии. Я, возвращаясь, даже не думал, что буду в театре. У меня были две профессии, достаточно серьёзные. Я шофёр-профессионал, несколько лет работал на "МАЗе" с прицепом. Песок возил из Рублёва на новостройки Москвы. Эта профессия была веселее. Другая, более скучная – монтаж и наладка систем контроля и автоматики. Работал в разных НИИ. Вообще я был летуном. Каждый год менял работу. Летом увольнялся, гулял свой самодеятельный отпуск, а то в НИИ ну просто зачахнешь всю зиму сидеть. Лето прошло, всё, снова иду устраиваться куда-нибудь – шофёром на автобазу, например. Я сменил пять НИИ и пять автобаз. Ещё тогда после работы бежал в театральную студию. Надо отдать должное нашему режиссёру: он с самого начала поставил такую высокую планку, что тут хиханьки-хаханьки не проходили. По-серьёзному приходилось работать.

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Актёрскому мастерству я учился здесь. В театре. Самая лучшая школа. Когда я уже играл очень серьёзные роли, например, булгаковского Мольера, мне вдруг вздумалось прочитать книжку Станиславского "Работа актёра над собой". Мы её в шутку называем "Работа актёра под водой". Я стал читать о сверхзадаче, сквозном действии... Так вот я просто узнал, как называется то, что я уже делаю на протяжении десяти лет.

АМЕРИКА
Недавно мы были там на гастролях. Пробыли в Штатах две недели. Это была уже шестая поездка. Для нас Чикаго - родной город. Я его знаю лучше, чем Петербург. Последний раз мы возили туда такой интересный репертуар: "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "На дне" Горького. Как ни странно, очень хорошо прошёл спектакль "На дне". Приняли на ура, хотя это такой разговорный спектакль, где очень мало действия. Большая часть зрителей – это, конечно, эмигрантская публика, хотя, когда раньше мы привозили яркие, динамичные спектакли по Мольеру, например, ходило очень много американцев, не понимающих по-русски.

РЫБАЛКА
Мой любимый вид отдыха – рыбалка. К сожалению, последнюю пару лет вообще не был на рыбалке. Зимнюю – не люблю, как-то не покатила. А вот летняя нравится. Раньше выезжали всем театром на месяц. На берегу расставляли палатки. Утром встанешь, рыбки посидишь половишь. Наловим – накоптим, девчонки – пожарят. А сейчас как-то всё развалилось. Такими большими компаниями уже не получается выбираться. Летом довольно часто бываем на гастролях. Позапрошлое лето, например, пробыли в Японии.

ДРУГ
Друг у меня один, который тоже часто динамит. Но он динамит не потому, что он динамист по отношению ко мне, а потому, что так складываются обстоятельства. Вот мы сейчас с ним небольшим бизнесом занялись. Он окончил в Казани актёрский факультет, потом работал на Одесской киностудии администратором на "Узнике замка Иф" – Дима Чубаров. Снял даже своё кино. И вот мы с ним сделку пытались провернуть. Всё сделали, что было надо, теперь он сидит в Казани безвылазно… Мы туда двенадцать тонн Корана отвезли, договорённость была, говорили – везите… Но в этой перестроечной стране, во всяком случае, сейчас, очень тяжело нормально работать, потому что люди ещё не привыкли к нормальным экономическим взаимоотношениям. Наверное, семь-десять процентов только и думают, как бы надуть партнёра. А мы пытались всё сделать честно. Но так получается, видимо, только в очень редких случаях. Сплошное кидало идёт.

ЭКСТРАСЕНС
Одна из самых ярких встреч в моей жизни – с экстрасенсом. В своё время я стал увлекаться запрещённой тогда тематикой. Меня потянуло заниматься экстрасенсорикой. Ночью как-то вскочил и думаю: "А что, зачем, почему мы живём, к чему всё это?" Тогда экстрасенсы были в глубоком подполье, за ними приходила милиция, обыски у них делали. Мне повезло, я познакомился с одним из них. Он мне тогда рассказал много интересного.

ПАЦИЕНТКА В МЕТРО
Дар этот есть, наверное, у каждого человека. Просто нужно в это верить. Я даже диагностировать не могу. Но нескольких человек я вылечил. Одну девушку за два дня избавил от наследственной экземы. Хотя и бросил этим заниматься, но тут вот недавно был один случай, месяца два назад. В метро пришлось подойти, поднять девушку шестнадцати-семнадцати лет. Смотрю, она на полу лежит, в переходе к Площади Революции. Народ проходит мимо, а мама её трясёт. Я говорю: "Подождите". Рукой, не касаясь, вытянул грязь, отрицательную энергию, как и положено на первом этапе. Потом надо как будто направлять в человека всё самое светлое, чистое. Когда происходит исцеление – рука аж отлетает. Эта девушка ничего, поднялась.

МОДА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЭРОТИЧЕСКАЯ
Хорошо бы обнажить всё сразу. Ну вообще-то, конечно, исторические платья шикарные – это очень красиво. Согласитесь, правда? Плечи, корсет, подчёркивающий талию, хотя я представляю, что носить корсет – это мука. Но пышная юбка… Это красиво эстетически. А когда основной акцент на ноги – это красиво эротически. Просто мысли другие сразу же идут. Та мода была благородной, а эта уже ого-го!

ОПТИМИСТ
Нравится, что всё-таки я оптимист. Жизнь порой бьёт-бьёт, бьёт-бьёт, а я всегда нахожу в себе силы сказать: "Ничего, Витёк, ничего…" Вот сейчас, целая вереница каких-то несчастий валится на меня, а я говорю себе: "Это ещё фигня, боюсь, дальше будет хуже. Так что сейчас ещё рано плакать…".
А не нравится – это моё раздолбайство. Пофигист. Не умею заниматься делами. Не умею копить деньги, к сожалению. Я их проматываю сразу. Вот машина у меня полгода стоит, снегом занесённая, а у меня руки не доходят её починить. Ремонт-то несложный. А-а-а… на метро езжу. Это, конечно, отвратительная черта. Ничего поделать не могу. Вернее, могу, всё могу, но ленюсь. А потом – ой как сейчас неохота… потом… потом…

УСТАЛОСТЬ
Если сказать честно, я очень устал. Такое есть понятие – "комулятивность" – копящаяся годами усталость. А ещё я, наверное, устал потому, что многое делаю через "не могу" и "не хочу", а это очень сильно изматывает. Несколько раз выдержал напряжённые гастроли. Я думал – умру. Семьдесят четыре спектакля "Ромео и Джульетта". Это последние. А до этого – пятьдесят четыре "Гамлета"! Очень тяжело.

ЖЁНЫ И ДЕТИ
Я три раза был женат. С последней женой мы прожили уже шесть лет. Сложилось или нет – время покажет. Со мной в театре работает моя вторая жена, у нас двое детей, а я от них ушёл. Дети уже достаточно взрослые. Старшей будет в апреле семнадцать, а младшей – тринадцать. Для меня эта тема душещипательная. Больно… Я себя казню за всё это, но ничего сделать не могу.
Моя третья жена сейчас не работает. Но у неё есть опыт работы на Одесской киностудии. Если у нас пойдёт передача, мы будем работать вместе.

АДЮЛЬТЕР
Мы познакомились в Одессе, во время съёмок. Она была ассистентом режиссёра. Я её от мужа увёл. Ну кто ж оставляет такую красивую девушку на полгода и уходит в плавание? Он вернулся, а она со мной уже в Таллинне, на съёмках. Эта история закончилась их разводом. Он вернулся на три дня раньше. Ему, конечно, сразу же доложили. Он позвонил, через справочное узнал, где живёт съёмочная группа, в каком номере актёр Авилов. Я был на съёмках, а она в моём номере. Муж звонит, её голос: "Аллё". Он: "Ну здравствуй, жена!"  Я представляю её состояние.

ПОКЛОННИЦЫ
Разные бывают поклонницы. А вообще-то отношение к ним зависит от настроения. Иногда подошёл человек, попросил автограф, просто, всё нормально, а в другой раз думаешь: "Господи, ну хоть бы никто не подошёл!". Но не срываюсь никогда. Вот Миша Боярский как-то сразу может поставить барьер, раз – и всё. А я не могу. Мне неудобно обидеть человека. Очень тяжело сказать резкое слово, так отплатить за любовь ко мне.

КРАСИВЫЕ ЖЕНЩИНЫ
Красивых женщин я встречаю ой как часто. Особенно у нас в Москве. В Америке их почти нет. Там на сотню – одна красивая. А у нас тридцать, не меньше. В метро очень много. У мужика, когда он видит красивую женщину, одно на уме. Да кобель я, что уж тут говорить…

ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЁННОСТЬ
Одно дело влюбиться, а другое – полюбить. Любовь – это уже клинический случай. В моей жизни такое было три раза – первая жена, вторая жена, третья жена. А лёгкая влюблённость присутствует всегда.

МОЁ КИНО
Мой актёрский дебют в кино – "Господин оформитель" (1986-1987 гг.). Потом были картины "По траве босиком", "Любовь к ближнему". Их практически никто не знает, часто я там был, что называется, на втором экране. Около десяти-пятнадцати процентов от общей работы в кино падает на фильмы, которые становятся популярными. Это нормальный процент для актёрской работы. И вот в чём парадокс: я часть жизни прожил на проспекте Вернадского, "Мосфильм" в двух шагах, а снимался в Одессе, Киеве, Ленинграде, Свердловске. На "Мосфильм" попал только в 1986 году, когда снимали "Господина оформителя".

АРБЕНИН И ДРУГИЕ
Никто не знает, что я снялся на Ленинградском телевидении в фильме "Маскарад" по Лермонтову. Арбенина сыграл. Классика высшего порядка, а никто об этом не знает. Бывает, что вспоминают "Смиренное кладбище", а в основном узнают по "Узнику замка Иф", где я играю графа Монте-Кристо, ещё Мордаунта помнят из "Трёх мушкетёров", доктора из "Петербургских тайн". На кассетах сейчас ходят "Сафари № 6", "Гражданское пари" и другие фильмы.

КИНО ИЛИ ТЕАТР?
Конечно, театр. Для актёров в кино, по-моему, менее интересно работать. Сказал три фразы, тебе говорят: "Так, стоп, снято. Иди кури." Конечно, тоже надо знать текст, как его подать… Совсем другое дело, когда выходишь и три часа делаешь всё на одном дыхании. Если в кино не получится дубль – его пересняли. Здесь дубля нет. И естественно, тебе одним махом нужно всё выдавать.

КУМИРЫ
Кумиров у меня нет. Но я очень уважаю актёров Лебедева. Борисова. Из женщин – Алису Фрейндлих. Это действительно актриса. Вообще настоящих актёров нужно искать в театре, а в кино из любого можно сделать актёра. Вот Кира Муратова принципиально не снимает профессионалов, берёт людей с улицы. В кино можно умудриться соврать, а в театре это не пройдёт.

СЕРИАЛ
"Петербургские тайны" я, честно говоря, не смотрел. Несколько раз, правда, видел себя на экране. Жена закричит: "Ой, Витя, тебя показывают!". А полностью не смотрел. Интересно было бы сесть и всё посмотреть, но времени нет.

"НЫРЯЙ, ВИТЯ!"
Один из самых запоминающихся съёмочных дней связан с неприятными ощущениями во время съёмок "Узника замка Иф". Представьте себе, вода в море – двенадцать градусов, а мне говорят: "Ныряй, Витя!" (Это эпизод, когда Эдмон Дантес бежит из замка.) Мы снимали настоящий замок Иф в Марселе. Так вот, режиссёр говорит, что как только стемнеет, поедем снимать сцену побега. Замок прямо в море стоит на вершине небольшой скалы. Стены тюрьмы сразу же переходят в скальный обрыв. Высота там – будь здоров. А уже ноябрь месяц. В море вышли – там ветер холодный дует, французские моряки в бушлатах. Мы все на посудине типа прогулочного катера, которые ходят по Москве-реке. Катерок встал на якорь напротив замка, подсвеченного прожектором. Мне говорят: "Давай, прямо на нас поплывёшь, а мы тебя снимать будем". Поплыл. В одежде тюремной, с бородой. Я отплыл метров на пятнадцать-двадцать, развернулся обратно. Тяжело грести, волна высокая. Сняли! А мне снова: "Умоляем, вдруг брак плёнки – царапины… Дефект плёнки может быть! Мы сейчас другую зарядим, новую. Ну, пожалуйста, понимаем, что тяжело. Давай!" Ну что делать, надо так надо. Отплываю, устал уже, и вдруг вспыхивает в голове такой вопрос: "Интересно, а в этом море водятся акулы?" Ночь, холодрыга и мысли про акул. У меня всё похолодело. И я скорей на корабль! А его борт от волны довольно высоко. На катер для причаливания баллон вешают от машины. Я за баллон уцепился, а волна приличная. Только хочу подняться, вдруг волна как нахлынет, и я повисаю. Тем, кто на борту, тоже до меня не дотянуться. Ноги уходят под борт, а он весь в мелких ракушках. После этих съёмок у меня все ноги были в крови. Кое-как меня втащили. Французские моряки смотрели на меня как на идиота.

БЕЗ ДУБЛЁРА
Дублёра не было. Вы сами понимаете, чтобы выехать во Францию, нужны приличные деньги в валюте. И мы не могли себе позволить везти дублёров. Это просто непозволительная роскошь. Выехали только я, Алексей Петренко, по-моему, даже Аня Самохина не поехала.

ДВА ДАНТЕСА
Эдмона Дантеса в юности играл Евгений Дворжецкий. Просидев четырнадцать лет в тюрьме, он изменился в такую вот образину… Так что в этом смысле есть натяжка, но, с другой стороны, это объясняет то, что его не узнавали… За четырнадцать лет он изменился из Жени в меня. Так что всё логично. А если взять французский фильм с Жаном Маре – он каким сел, таким и вышел. Что ж его никто не узнаёт? Тут Хилькевич поглубже подумал.

КОНФУЗ
В театре тоже не всегда всё гладко было. Один раз со сцены упал. Это когда мы в Японии были на гастролях. "Гамлета" играли. Ближе к финалу – бой на шпагах Гамлета с Лаэртом, который ранит принца. И везде сцена как сцена, а там со скошенными углами. Он должен меня здесь теснить… Я иду, косяка-то давлю и совсем забыл про скошенный угол… И вдруг делаю шаг – и у меня аж всё холодеет внутри, чувствую, что куда-то лечу… Даже не успел сообразить, что это. Упал спиной, сцена, к счастью, была невысокая… Что делать? Такой конфуз! В этот момент как раз Лаэрт должен был меня ранить. Я стою, вдруг – раз, схватился за руку, будто бы я не просто упал, а от ранения… В принципе всё нормально обыгралось. В нужный момент упал, в момент ранения.

БЕЛЫЙ ЛИСТ
Не всегда всё получается так удачно. У нас есть спектакль по Гоголю – "Разъезд", "Утро делового человека" и "Лакейская". Все три вещи в одном спектакле. Я играл в нём Собачкина. Это такой франт, ну, в общем, чёрт из табакерки. Там я должен сказать: "Не могли бы вы мне дать две тыщи".. Потом: "Всё взял… Платок даже лишний взял". И чёрт меня дёрнул сказать вместо просто "платок" именно "носовой платок". Я говорю: "платовой носок", потом "ой, нет, носок платовой" – опять не то. Партнёр мне говорит: "А, ну ладно, не важно, дальше". И я дальше погнал. Было, было такое. Есть ещё такие театральные курьёзы, у актёров это называется "белый лист". Сейчас даже не помню, что это был за спектакль, говорю, говорю, вдруг, где-то в середине – провал. Там даже партнёр не может вклиниться, ему нужна моя последняя реплика, а у меня полная тишина… Пауза… Но присутствия духа не теряю. Думаю, что дальше? Начал эту фразу обыгрывать, произнося какие-то междометия. И вдруг пара фраз у меня вылетает, я точно понимаю, и я выскакиваю дальше через эти две фразы. Думаю, сколько паузу можно тянуть? Через них свой кусочек договорил... То одно, то другое случается…

КАЛИГУЛА
Сейчас я собираюсь раскрутить передачу на телевидении. Не хочу пока говорить, какую, чтоб не сглазить. А ещё хочу заняться постановкой фильма как режиссёр. Я уже пытался запустить "Калигулу". Меня начали финансировать. Но по отношению к товарам доллар очень сильно упал, и я почувствовал это по своей картине, когда надо было закупать леса для постройки декорации – дворца Калигулы. Я взял пьесу Альбера Камю, сел, покрутил её и сделал интересный киносценарий. По пьесе все сцены происходят в помещении, но фильму нужен воздух, и я некоторые эпизоды вывел на берег моря, в пещеры. Съездил в подготовительный период в Крым со своей кинокамерой, всю натуру отснял. Смета начиналась с двадцати шести тысяч долларов, а в результате вылилась в сто восемьдесят. Спонсор сказал мне: "Извини, но я задыхаюсь". Сейчас всё замерло.

УХ, МОРДАУНТ!
Что-то есть, конечно, моё в образе моих демонических героев, например, Мордаунта. Правда, мне не нравилось, что режиссёр поставил меня на ломку, заставлял играть то, что мне не по душе. Хотя, когда мы разговаривали перед съёмкой с Юнгвальтом – Хилькевичем, он мне сказал: "Витя, ты пойми, четыре здоровых козла убили твою мать. Как ты должен к ним относиться? Ну как?! С твоей стороны это благородный поступок, особенно в те годы, отомстить за убийство матери. Вот и всё его оправдание. Люди не понимают и говорят: "Ух, Мордаунт!" Методы убийства – это уже второй вопрос.

ТРЕНИНГ
Специально ничего не делаю для поддержания формы. Всё течёт само собой. Здесь настолько устаёшь… В театре такой тренинг! Спектакли у нас очень экспрессивные, много двигаемся. Здесь семь потов сходит. Одни из самых тяжёлых спектаклей физически – "Гамлет", "Калигула", "Женитьба". Большие роли, большие тексты, огромное количество беготни, прыжков. Так что приходишь домой, весь вымотанный, уже ни до чего.

Ольга Музыкина • Журн. "Крыша", сентябрь, 1998 год • 09.1998