Фотогалерея:

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Мольер


Актер, комедиограф Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним — Мольер, является  создателем классической комедии.
Он родился в старинной буржуазной семье. Отец его был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII. Будущий комедиограф учился в престижной иезуитской школе – Клермнонском коллеже, по окончании которого сдал экзамен на звание лиценциата прав. 
Однако ни отцовское ремесло, ни юридическая карьера не привлекали его, и он избрал профессию актера, взяв театральный псевдоним Мольер. Он организует «Блистательный театр», который был зарегистрирован столичным нотариусом 30 июня 1643 года. В 1645 году, не выдержав парижской конкуренции, труппа отправляется в провинцию, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном. В течение 13 лет они скитались по провинции. За это время Мольер смог встать во главе труппы и начать драматургическую деятельность, стимулом к которой послужило отсутствие хорошего репертуара. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь», принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.
Репутация труппы значительно упрочилась благодаря фарсам, но еще больше возросла  после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.
В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. За 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы:  «Смешные жеманницы»(1659), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Школой жён» (1662), «Критика „Школы жён“» (1663), «Версальский экспромт» (1663), «Несносные» (1661), «Браке поневоле» (1664), «Принцессе Элиды» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1666), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Графиня д’Эскарбаньяс» (1671), «Мнимый больной» (1673). «Мелисерта» (1666), «Комическая пастораль» (1666), «Блистательные любовники» (1670), «Психея» (1671 — написана в сотрудничестве с Корнелем), «Тартюф» (1664—1669). в «Дон-Жуане, или Каменном пире» (1665) «Мизантропе» (1666) «Лекарь поневоле» (1666) «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена» (1671). «Жорже Дандене» (1668) и в «Мещанине во дворянстве», «Скупой» (1668), «Учёные женщины» (1672), «Мнимый больной» (1673).
Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля.
Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

 
 
Вернуться на страницу библиотеки