Елена Мартынюк • газета "Настоящее", май 2002 года • 05.2002

На театр на Юго-Западе западают и на Западе

Главная / Пресса / Сезон 25

30 мая Театр на Юго-Западе под руководством заслуженного артиста России Валерия Беляковича отметит свое 25-летие.Четверть века этот театр является визитной карточкой московского Юго-Запада, оазисом культуры столичной окраины, символом неустанного творческого поиска и жизнелюбия. Это perfetuum mobile драматического искусства, ставший пристанищем и отдохновением для фанатов театра. Лучшая дорога в жизни - это дорога в храм. Но и в храм искусства тоже. Недаром они находятся рядом - тропаревская церковь и этот театр. На юбилейном вечере, который пройдет в помещении Театра имени Наталии Сац, зрители увидят постановку "J.Gay. Opera.Ru" по мотивам "Оперы нищих" Джона Гэя.

Основатель Театра на Юго-Западе и генератор идей Валерий Романович Белякович поставил более 50 спектаклей. Многие из них известны и за рубежом. Гастроли неизменно проходят с большим успехом. Такие спектакли, как "Мастер и Маргарита", "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Мольер", "Сон в летнюю ночь", "Трактирщица", "Ревизор", "Женитьба", "Чайка", "Dostoevsky-Trip", снискали почитателей в разных странах мира.

Из моря написанных пьес художественный руководитель извлекает те, где есть ловко закрученная интрига, и в то же время ясная мысль, вечная, а потому современная проблема, сгусток жизни, остроумные диалоги. Пьесы нужны лиричные, способные достучаться до нашей с вами человеческой сути, являющейся, по выражению Белинского, "зеркалом действительности". Как правило, это классика и современная драматургия, обещающая стать ею.

Повезло жителям дома №125 по проспекту Вернадского: у них - театр! Приехавших гостей или себя, любимого, после работы можно "угостить" хорошим спектаклем - стоит только спуститься в цокольный этаж. Но нужно заранее позаботиться о билетах. А это "ранее" нередко должно быть весьма ранним. Так, на майские спектакли "Мастер и Маргарита" и "Сон в летнюю ночь" билеты нашли своих счастливчиков, увы, еще в апреле. Партер всегда полон (ложи не блещут по причине их отсутствия).

Актерские ансамбли ветеранов юго-западной сцены известны и любимы зрителями.

Актеры знают об этом, что прибавляет им достоинства, с которым они играют и держаться в жизни. Кто-то из них в театре со дня его основания и постигал актерские университеты на родных подмостках, кто-то пришел сюда после театрального вуза. Их не прельстили центральные площадки. "Нам не нужны чужие драгоценности, мы и сами сверкаем", - реплика из нового спектакля "Makarena" есть принцип Театра на Юго-Западе. Тем более что даже в массовке у каждого своя, только его индивидуальная роль и персональная окраска.

Как уже сказано, в репертуаре театра спектаклей больше, чем дней в месяце. "В огороде у Беляковича так и прет" (парафраза вставной реплики из "Макарены").


Сегодня у театра две премьеры - "Самоубийца" по пьесе Н. Эрдмана и вышеназванная "Makarena". А все ли так, что есть на свете? А все ли так?" - вопрос из стихотворения актера Сергея Неудачина сродни гамлетовскому, он "болит" в каждом спектакле этого театра:

А сколько ж стоит это слово?
                                    Нужна ль цена?
Цена любви, тепла и крова,
                                     ночей без сна.
Цена волшебного молчанья
                                            и тишины.
Цена безмерного отчаянья,
                                            цена вины.

Спектакль по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала" идет во МХАТе имени Чехова ("Рождественские грезы"), Олег Янковский снял фильм "Приходи на меня посмотреть", есть в антрепризе спектакль "Старая дева". На вопрос: "Не противоречит ли выбор камерной пьесы традициям площадного театра?" - режиссер Валерий Белякович ответил: "Нисколько. Каждая частная ситуация всегда общечеловеческая, космическая. Предпочитая не комментировать постановку, полагаясь на зрительское восприятие". "Makarena" - зажигательный латиноамериканский танец. Фиеста, праздник, который всегда с нами. Если только... Все мы стремимся к гармонии, семейному теплу и любви.

Оказывается, что очень даже трагично, если ты "никогда не был зятем", что "лучше ждать не смерти, а правнуков" и что фамильные драгоценности обесцениваются, если их некому передать. Рискнем предположить, что критиковавший в свое время русские водевили Белинский изрядно порадовался бы комедийным опусам Беляковича. Искрометный юмор, гротеск и пронзительная грусть достигается посредством сыгранности ансамбля, пластики, танца. Все участники спектакля - артисты синтетического таланта. Всего четыре действующих лица - и вся планетарность мироздания. Главная комета - славная неунывающая Дина в исполнении уникальной актрисы Галины  Галкиной, создавшей незабываемый образ, - воплощение народной смекалки и живучести. Воистину лучше один раз (а то и не один) посмотреть, чем прочитать.

Возмутителя спокойствия "неполной семьи", Игоря, играет Валерий Афанасьев - великолепный мастер и человек-оркестр.

Надежда Бадакова - артистка театра со дня его основания - создала тонкий образ Татьяна, которая проложила путь к сердцу ошибшегося дверью мужчины пушкинской цельностью - достоинством, интеллигентностью, незащищенностью и дочерней верностью. Еще один главный козырь, сразивший холостяка Игоря, - любовь Софьи Ивановны, так страстно пожелавшей стать его тещей. Обаятельной Ириной Сушиной очень даже можно увлечься. У постановщика Валерия Беляковича была идея назначить на роль Софьи Ивановны именно актера (вспомним гротеск Калягина, Табакова, Милляра). Но, думается, покоряющую женскую доброту мужчине не сыграть.

Зрителям очень нравятся вставные реплики - веселое "хулиганство" Беляковича: "Волочкова второго состава", "Чувствую себя как за стеклом", "В любви: не хочешь - научим, не можешь - заставим" и множество других в разных спектаклях. С лихвой имеем возможность и животики надорвать, и взгрустнуть. Главное. что над собой смеемся, о себе грустим.

Это подвиг - каждый день заставлять людей вспоминать о счастье своего рождения,  будоражить энергичным ритмом, заставлять их радоваться, противостоять потерям, "из мира сплошных разлук звать, собирать, вести за собой" (снова обращение к стихам Сергея Неудачина). Перефразируя Белинского, можно сказать: "Ступайте в театр. И... оживите там, если сможете".

"Нельзя быть джентльменом на пять минут. Лучше не начинать", - реплика из спектакля "Makarena". Театр на Юго-Западе верен избранным творческим принципам вот уже 25 лет.

Елена Мартынюк • газета "Настоящее", май 2002 года • 05.2002