Нас убивают раны души | Театр на Юго-Западе

Наталья Савватеева • газета "Московская правда", №258 • 24.11.2014

Нас убивают раны души

Главная / Пресса / Сезон 38

Когда Валерий Белякович, основатель театра «На Юго-Западе» несколько лет назад был приглашен Департаментом культуры Москвы, чтобы поднять творческий дух драмтеатра им. К. С. Станиславского, он сильно рисковал: коллектив годами сотрясали скандалы, приходы и уходы главрежей, а публика, чувствуя внутренние катаклизмы, стала избегать идущих там спектаклей.

И нужно было приложить титанические усилия, чтобы вернуть ее в театр, носящий имя реформатора русской сцены. И вот Рубикон был перейден: актеры полюбили Беляковича, зрители заполнили залы, но через два года колесо судьбы внезапно повернуло вспять и Мастер ушел в никуда. Нет, он, конечно же, продолжал оставаться шефом созданного им театра «На Юго-Западе», его все также рвали на части театральные коллективы в России и за рубежом, он получил приглашение возглавить театр в Японии. Но именно в Москве его враги и друзья с нетерпением ждали той самой постановки, которая дала бы всем понять, насколько оправился этот титан от нанесенного ему удара и сохранились ли в нем силы для новых творческих открытий.

И вот недавно в театре «На Юго-Западе» появилась премьера спектакля «Игра в Наполеона», поставленного Валерием Беляковичем по пьесе канадского актера и драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором», которая уничтожила сомнения одних и сделала счастливыми других. И хотя жанр в программе обозначен как шахматный детектив, мне представляется он скорее психологическим триллером, где раны и потери терпит наша душа.

В этом спектакле поражает все! И удивительно стройные солдаты то ли французской, то ли какой-то иной всемирной армии, пребывающие в бесконечном ритмическом действе, одетые в костюмы, придуманные, как всё и всегда, самим Беляковичем. Белые брюки с черными лампасами и черные ремни внахлест на голое, прекрасно развитое тело вызывают ощущение молодости и силы. Поражает и кажущийся поначалу странным русский танец удалых молодцов в цветных кафтанах, представляемых как шахматы, подаренные Наполеону русским царем Александром, или как трофей войны 1812 года.

Наполеона играет Олег Леушин, появляясь в спектакле вместе со своими воинами, такой же стройный, подтянутый, мощный, одетый, как они, и мечтающий повести свое войско во Францию, чтобы вернуть ее без единого выстрела. Его партия разыграна с такой невероятной экспрессией, на которую способен лишь актер, готовый жить и умереть в роли вершителя мировых судеб. Его, по сути, мифический шахматный соперник лейтенант Этвуд достался Михаилу Инчину, выпускнику РАТИ, поступившему в этом году в труппу театра. Молодые задор и азарт актера сродни ребенку, еще не набившему шишек, чем в частности объясняется согласие его персонажа на авантюру, смертельно опасную для него и его семьи.

Поражает и окружение Бонапарта, в котором трудно выделить кого-то одного: так виртуозно сыгран этот актерский ансамбль - Сергей Бородинов, Александр Куприянов, Евгений Бакалов. Хотя последний, тот, кому отдана роль маршала Бертрана, бесконечно интересен в мельчайших оттенках своих эмоций, за которыми наблюдать одно удовольствие.

Единственную женщину на острове Эльба, куда сослан поверженный Бонапарт, блистательно играет Карина Дымонт, являя собой сразу двух существ, - изощренную в светских интригах польскую графиню Валевску и трогательно-бесхитростную Матильду, жену лейтенанта Этвуда, которая пишет мужу письма из Парижа. А в одной из императорских игр, охоте на фазанов, актриса в движениях, напоминающих танец, изображает взлеты и падения птицы, не сумевшей избежать беспощадной пули. Этот момент в спектакле читается как символ - той, прошлой жизни, и нашей, сегодняшней. Как и море, с двух сторон на заднике, где двенадцать исполнителей, отражаясь в зеркалах, превращаются в огромное сообщество вместе со зрителями, тоже попадающими в это Зазеркалье, где события происходят не столько в истории двухсотлетней давности, сколько здесь и сейчас. И это угадано Валерием Беляковичем так точно и передано так ярко и эмоционально, что потрясает до глубины души.

Наталья Савватеева • газета "Московская правда", №258 • 24.11.2014