Александра Иванова • газета «Культура» № 9 от 6-12 марта 2003 года • 06.03.2003

Необычный талант Ирины Бочоришвили

Главная / Пресса / Сезон 26

На заре Театра на Юго-Западе в труппу была зачислена «случайно» юная студентка Архитектурного института. Ирина Бочоришвили честно поддерживала подружку – и вдруг получила от режиссера приглашение выйти на сцену, показать себя.

Валерий Белякович не ошибся. Он заполучил в труппу одаренную актрису, которой оказалось подвластно многое. Она сразу сыграла Юлию Михайловну в «Старом доме» - красивую молодую женщину, ставшую жертвой пересудов и склок жильцов коммунальной квартиры, и одновременно Сваху в «Женитьбе» Гоголя – такую смешную, что зрители валились от хохота, глядя на ее ужимки.

Репертуар Театра на Юго-Западе рос стремительно, и Боча, как ее сразу окрестили в трупе, оказалась занятой до отказа. Ее Мадлена Бежар в спектакле «Мольер» была под стать самому Мольеру – Авилову. Актриса подчеркнула в образе Мадлены силу духа, достоинство и благородство.

Гоголевские спектакли, «Дракон» Е.Шварца, «Носороги» Э.Ионеско получили свою комедийную примадонну. «Владимир 3-й степени» был украшен благодаря Ирине, игравшей горничную, целой россыпью актерских находок и таких вкусных «штучек», о которых зрители вспоминают по сей день. «Смеховой» катарсис в финале этого спектакля был также осуществлен ее – она озвучила некую воображаемую занудную лекцию из учебника с постоянным рефреном: почему же Гоголь не закончил свою бессмертную комедию?

Это уже была не просто роль, но ария, исполнявшаяся то с сонным позевыванием утомленной школьной «училки», то с мелодраматическими срывами голоса «литературной» дамы, то с истерической настойчивостью заклинившегося «любознательного исследователя». Её «закадровая» роль, поддержанная пантомимой Сергея Беляковича, игравшего в это же сцене, рождала несмотря на смеховые судороги, в конце концов тот же самый вопрос, который уже «отсмеявшись», зритель мог задать себе без улыбки: действительно, а почему?..

В «Драконе» у Ирины была маленькая роль - обывательницы вольного города Анны-Марии, и, помнится, эту роль Боча играла блестяще, выявляя всю остроту ситуации, в которой живет ее героиня, проявила и свою «остроту» пародистки, гротесковой и не жалеющей красок актрисы. И ее мадам БэФ ИЗ «Носорогов» хоть и представлялась излишне комичной, но все-таки в целом решена была верно.

Тем контрастнее и удивительнее на этом комическом фоне выглядят ее драматические и трагические роли. В «Школе любви» Э.Ветемаа она была удивительная Анне-Май. Чтение канцоны средневекового поэта Бернарда де Вентадорна обнаруживало в ней скрытый глубокий и сильный лирический темперамент.

Женщина, прима в мужском театре Беляковича, она стала играть первую скрипку в ансамбле этой труппы наравне с актерами-мужчинами.

Загадочная, гордая, неприступная, великодушная и мстительная, никогда не тревожная, не трепетная, но всегда вооруженная, сильная, волевая, знающая, что делает. Ее леди Макбет представала истинно трагической фигурой. Но Гертруда? В исполнении Ирины Бочоришвили – не та слабая, безвольная жертва поздней страсти, которая страдает больше всех. Ирина играет ее сильной, любящей своего безумного мужа, ярой защитницей своей любви.

Да, они нашли друг друга, режиссер и актриса. Оба любят, чтобы все было «наоборот». И характеры-образы, и костюмы, и речи-жесты.

Оба не переносят бытовизм, прозу на сцене и все ожидаемое, обыкновенное. Она стала правой рукой Беляковича, их совместные работы идут не только на сцене Юго-Запада, но и на других сценах России и за рубежом – веселые, смешные, трагические спектакли.

Александра Иванова • газета «Культура» № 9 от 6-12 марта 2003 года • 06.03.2003