Ольга Игнатюк • журнал «Человек. Культура. Город», Февраль (78), 2010 года • 02.2010

Он не играет, он живет

Главная / Пресса / Сезон 33

  Недавно отметил свой юбилей народный артист России Валерий Афанасьев, известный актер театра и кино, которого зрители знают по многим фильмам, а также театральным ролям. Его юбилейный вечер проходил в Театре на Юго-Западе, где он играет последние двадцать лет. Меж тем вся его жизнь, как выяснилось, разделилась как раз на три равных двадцатилетних отрезка: именно в двадцатилетнем возрасте он окончил Щукинское училище, после чего ровно двадцать лет играл на сцене Театра им. Н.В. Гоголя и последние двадцать – здесь, на Юго-Западе.

      Тот, кто посещал Театр им. Н.В. Гоголя четверть века назад, конечно же, помнит Валерия Афанасьева в его лучших работах тех лет, одной из которых был Михаил Пряслин в знаменитом спектакле «Дом» по Федору Абрамову. «На Афанасьева» тогда шли как на олицетворение настоящего, мощного русского характера в той деревенской саге, рассказывающей о судьбе нашего села в послевоенные времена. Помним мы и знаменитый в те годы спектакль «Берег» по Юрию Бондареву, где Афанасьев играл сержанта Меженина, после чего ему предстояло еще сыграть ролей генералов в самых разных фильмах.
      Придя в Театр на Юго-Западе, он, конечно же, украсил местную труппу, недаром руководитель театр Валерий Белякович назвал его актером античного размаха. А его здешнему послужному списку позавидовал бы любой русский артист. Макбет, Понтий Пилат, Сатин, Вершинин, Городничий, Гарольд Райт, Полоний, Петруччо и еще многое сыграно на сцене этого театра, куда именно на «Валерия Афанасьева» идут и едут поклонники исконно мужского духа, всегда почитавшегося на Руси.
      Его амплуа? Илья Муромец, былинный богатырь. Он из тех редких мужских особей, которые уже исчезают из нашего социума, вытесненные всевозможными «метросексуалами» и иными вертлявыми персонажами, принесенными ветрами нового времени. Да, он из тех редких особей, на которых любуешься и уповаешь как на бесценный образец мужественности, силы, надежности. Посмотрите на это лицо с его всегда суровым выражением, да, на это лицо «простого мужика от сохи»: этот спокойный твердый взгляд под жестко сведенными бровями, крепко слепленный крестьянский нос и простая сдержанная мимика не могут не вызвать доверия. А прочная кряжистая осанка и простые манеры, в которых ни следа театральной манерности, нынче способны лишь восхищать. Это – «человек без вранья», к тому же отмеченный капитальным душевным здоровьем, также редкостным в наши дни. Мы смотрим на него – и верим ему: именно он защитит, утешит и наведет мировую справедливость.
      Что первенствует в его ролях – искусство или жизнь? Жизнь без всякого искусства. Нам легче представить этого человека лесорубом, строителем или полководцем, чем участником театральной репетиции, искусничающим над ролью. Вот поэтому мы безоглядно верим грозной мощи его Макбета, горькой мудрости Пилата и яростной тоске Сатина, знающего, что человек – это звучит гордо.
      На своем юбилейном вечере Афанасьев по-прежнему обнаружил себя перед нами скромным, простым и некрикливым человеком, лишенным всякой актерской позы – что вряд ли возможно сыграть. Вечер вел сам Валерий Белякович, почти ровесник юбиляра, родившийся также в середине ХХ века. Оба они начинали это торжество в смокингах, однако вскоре сменили их на джинсы , гораздо более соответствующие вечно юному духу этой сцены, на которой Афанасьев как раз и заслужил звание народного артиста России. А теперь начал еще преподавать в РАТИ – и студенты трепетно поздравляли своего педагога, блистая собственными учебными достижениями. Весь же поздравительный церемониал был задуман в стиле юго-западного бесшабашного разгула – в котором Афанасьев, уже с гитарой в руках, отлично смотрелся. Он много пел для всех нас, и его вокальная лирика была, конечно же, неотразимо-мужественной.
     Тут же произошла и презентация его первой книги «Иди за прошлым…», где наш герой явил себя прозаиком и поэтом, фиксирующим свою разнообразную, бурную жизнь в литературных жанрах. Благодаря этой книге мы смогли узнать нашего героя намного ближе: увидели фотографии его родителей и его самого в младенчестве, потом – в отрочестве, юности и зрелости, узнали о том, как начинался и продолжался его творческий путь. И прочли его художественную прозу, а также поэзию – оценив многогранность истинно талантливой личности.

Ольга Игнатюк • журнал «Человек. Культура. Город», Февраль (78), 2010 года • 02.2010