Искра Вольхина • газета "Новые театральные известия", №5 (16), май, 2005 год • 05.2005

Победили танцы!

Главная / Пресса / Сезон 28

Спектакль для детей - жанр особый. Режиссер Олег Лопухов и команда Театра на Юго-Западе это понимают.

Полуторачасовая беготня по сказочному лесу, волшебные плащи, говорящий ворон, слет колдуний - в общем, полный набор элемент "мистического триллера" вдруг превращаются в забавную и завуалированно поучительную сказку про то, что зла другим делать не надобно и что дружба всегда дороже любого волшебства.

По периметру сцены - крутящиеся створки ворот, на них летают, размахивая влащами, миловидные ведьмочки, главное дело которых - насолить окружающим. А главная героиня, Маленькая Колдунья (О. Авилова) - для друзей просто Мако - дружит с Вороном (А. Санников), который вопреки наставнице Костодурии (М. Шахет), учит ее добру. В конце концов, безусловно, злой дурак лесник Гюнтер (А. Матошин) станет добрым, колдуньи научатся печь вкусные булочки, а хороший мальчик Томас (Д. Шалаев) не утонет в болоте. Давно известно, самый приятный сюрприз - наполовину известный, и дети, наперед зная, что "хорошие победят", могут позволить себе волноваться и переживать на полную катушку. Согласно давнему театральному рефлексу они отчаянно вопят: "СЗАДИ!", когда Костодурия подкрадывается к Ворону, чтобы вырвать ему хвост. А вот Мако, нарушая запрет взрослых, появляется на Лысой горе в самый разгар колдунских празднеств, и ей грозит наказание. Старшая колдунья Цуридурия (О. Анищенко) обращается к залу с вопросом: "Как накажем?..", и вот тут-то кровожадные детишки дают волю фантазии: бутуз с медвеженком на свитерочке гудит: "Убить ее!", а изощренней всех оказывается первоклассник из второго ряда и, предугадывая сюжетный поворот, кричит: "Снять с нее плащ, пусть потеряет волшебную силу!"

Надо заметить, что сцена в Театре на Юго-Западе небольшая, и любая попытка сыграть детский спектакль абы как, "вполноги", была бы очевидна. Но четырнадцать артистов на площадке больше похожи на вечные двигатели: каждую секунду заряжаемые чрезвычайно отзывчивым залом и вдобавок заводя друг друга (и наверняка не отказывая себе в удовольствии подшутить над партнером в рамках неожиданной импровизации), они бегают, прыгают, поют и пляшут, очевидно, получая от этого колоссального удовольствия. Двух взрослых колдуний - Цуридурию и Костодурию - играют мужчины. Играют смешно и ярко - гротеск становится целью, кто кого переиграет? Кто кого пересмешит? Перетанцует?

В финале спектакля совершенно бесподобный танец артистов со зрителями. Ритм музыки подхватывает детей, и они мячиками скачут по площадке, без особого труда кружа в хороводе лесника, ворона и всех колдуний, вместе взятых. Раз уж все стали добрыми, никто никого не наказывает и не таскает за хвост, главное - утанцеваться до упаду.

Искра Вольхина • газета "Новые театральные известия", №5 (16), май, 2005 год • 05.2005