Маргарита Согрина • газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №1/297, от 17-23 января 2014 года • 17.01.2014

Пой, струна!

Главная / Пресса / Сезон 37

"Гитары" - вторая "глава" музыкальной дилогии. Этот спектакль был задуман автором и режиссером Валерием Беляковичем два года назад, сразу после постановки "Аккордеонов" - как его органичное продолжение. Воспоминание о детстве, ностальгия по 70-м - эпохе бардов, желание завершить начатый в "Аккордеонах" разговор о природе творчества и любви теперь уже голосом семиструнной певуньи и стали составной частью этой удивительной истории, действие которой разворачивается в условном пространстве, вне времени.

Чайковский, Россини, Хачатурян, Эдип Пиаф, легендарное "Бесаме мучо", аргентинское танго, чардаш, цыганский романс, православная молитва и стихи Гарсиа Лорки, Бориса Пастернака, Давида Самойлова, Иосифа Бродского, Бориса Рыжего - дивный союз звенящей струны и звука бьющегося человеческого сердца. Тихий плач, горькая усмешка, рыдание, оглушительный хохот через пластику испанского фламенко, балета эпохи барокко, современных брейк-данса и хип-хопа - все, как принято в мастерской Валерия Беляковича, на нерве, контрасте, кураже. В день премьеры нам удалось пообщаться с сорежиссером спектакля, племянником Валерия Романовича (Валерий Белякович в настоящий момент ставит в Пензе "Ромео и Джульетту" - прим. автора), исполнителем главной роли в этом причудливом действе Михаилом Беляковичем, оказавшимся не только блестящим драматическим актером, но и вполне профессиональным певцом, гитаристом, барабанщиком и танцором.

ЧЕЛОВЕК С ГИТАРОЙ

Перед нами спектакль - феерия, калейдоскоп, фантазия, в котором главная героиня гитара, а место действия - бар. Органичный синтез музыки, танца, поэзии. Два часа страсти и трепета душевного, 32 музыкальные композиции. Энергия импровизации и "канон" текста. Откровение, праздник, именины сердца. Кстати, спектакль очень тепло принимают зрители, они подпевают, встречают овациями почти каждый номер и даже выходят на сцену под американский хит 50-х "Только ты". Валерий Белякович умеет удивлять, увлекать, околдовывать.  На сей раз мастер вспоминает свою юность, двор, человека с гитарой, который при первом появлении вызывал искреннее уважение всех, становился центром любой компании, самой яркой звездой в маленькой вселенной сверстников и единомышленников. Можно сказать, что спектакль - символическое посвящение кумирам прошлого, признание в любви Высоцкому, Окуджаве, наконец, своему собственному брату, безвременно ушедшему Сергею Беляковичу, когда-то неплохо игравшему на гитаре. "Мы шли на зов струны, открывая творческие способности в каждом, кто принимает участие в этом действе, - рассказывает сорежиссер спектакля, исполнитель роли бармена Валерика Михаил Белякович. - На сцене 17 артистов, каждый запоминается чем-нибудь особенным. Константин Курочкин исполняет труднейшую арию Фигаро из оперы Россини "Севильский цирюльник", его лирический баритон звучит мощно и яростно, профессионально и самобытно. На электронной гитаре мастерски играет рок Денис Нагретдинов, удивительные, внутренне противоречивые образы в искрометном испанском танце создает Андрей Санников.


СЦЕНА В АЛМАЗАХ

Сам Михаил Белякович виртуозно владеет искусством игры на барабанах. Его роль связующая, соединяющая, формообразующая, ведь в спектакле нет сквозного сюжета - перед нами один вечер из жизни веселой молодой компании, отдыхающей в уютном баре, где хозяин - глава стола и одновременно режиссер, конферансье и дирижер своеобразного концерта. Уютное творческое закулисье гитаристов, танцовщиков, певцов и поэтов. Спектакль для самих себя... В луче проектора то неумирающая душа Парижа - Эдип Пиаф в исполнении заслуженной артистки России Карины Дымонт, то латиноамериканская красотка, в совершенстве владеющая своим телом, сквозь наряд и грим которой зрителю улыбается молодая, талантливая актриса Любовь Ярлыкова. Пронзительная любовная лирика и откровенный фарс, драма и пародия, разговор о Боге, смысле человеческого бытия и злободневная политическая сатира. Сложный, синтетический жанр, требующий от актеров полной самоотдачи и богатой природной органики. И надо сказать, что жанр этот вполне по плечу художественному коллективу  театра, который иначе не назовешь, как россыпью звезд на черном квадрате камерной сцены. Звезды эти зажигают вдохновение и любовь.


ЗАМЫСЛЫ

В апреле театр будет праздновать юбилей Шекспира. В этом году классику мировой литературы исполняется 450 лет. Валерий Белякович планирует выпустить "Отелло", замысел зреет давно. Учитывая, что почти все премьеры театра осуществляются в короткие сроки ("Гитары" поставили всего за три недели!), удивляться не приходится. Кстати, сегодня в репертуаре Театра на Юго-Западе шесть спектаклей по произведениям великого драматурга. И, возможно, что скоро откроется выставка юных художников "Шекспир глазами детей".

Маргарита Согрина • газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №1/297, от 17-23 января 2014 года • 17.01.2014