Мария Жидкова • Интернет-портал ТИПИЧНАЯ МОСКВА • 23.01.2019

Премьера "Кабалы святош" в театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 42

В театре «На Юго-Западе» прошел показ нового спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Написанное в 1929 году, произведение описывает противостояние личности автора тирании и  неограниченному произволу власти. Примечательно, что «Кабала святош» была запрещена к постановке в СССР, но теперь у каждого будет возможность увидеть блистательную инсценизацию.

Режиссер постановки – художественный руководитель театра Олег Леушин. К слову, для театра это особая премьера, дань памяти прошлому руководителю – Валерию Беляковичу, многократно ставившему данную пьесу в свое время. Первая постановка прошла в 1980 году под названием «Мольер».

Спектакль посвящен последним годам жизни знаменитого французского драматурга и относится к числу автобиографических.

Начинается действие эффектно и необычно – сцену окутывает густой дым, из которого медленно появляется театр, собрание актеров в масках. Театр здесь противопоставлен внешнему миру и власти в лице короля и духовенства. Рожденные для игры на сцене и забавы зрителей, актерская труппа во главе с директором театра – Мольером изобличают обман, лицемерие и ханжество.

Не обошлось и без фирменных черт театра – много световых эффектов, безупречно подобранное музыкальное сопровождение, изумительные хореографические номера и танцы – без этого представить театр «На Юго-Западе» невозможно. За хореографию отвечала Ирина Скрипкина, исторические костюмы подобраны Ивановой Ольгой.

Особое влияние на восприятие происходящего на сцене оказывает свет-пространство буквально залито светом, из-под внезапно возникают фигуры героев и также легко растворяются, уступая место другим. То яркий и торжественный в момент визита короля в театр, то приглушенный и тревожный во время опалы Мольера – свет дополняет события и придает им новое звучание. Световое представление было организовано Климовым Вячеславом.

Характер главного героя раскрывается постепенно. Вначале мы видим одержимого творчеством человека, к которому благосклонна фортуна и милостив король. Во взаимоотношениях с королем драматург умело использует лесть и умеет вызвать одобрение правителя. Но к середине пьесы становится понятно, что угождение правителю – тяжелая и крайне неприятная обязанность для Мольера, он вынужден этим заниматься, дабы обеспечить существование своего театра и иметь право ставить вольные сочинения, вызывающие гнев священнослужителей. В конце мы видим уже совсем другого создателя «Тартюфа» – пожилого, изможденного страданиями, всеми преследуемого, верность которому сохраняют лишь его артисты.

Заслуженный артист РФ Бородинов Сергей, исполняющий роль Мольера,  прекрасно воплотил образ и передал мельчайшие черты характера персонажа и душевного переворота, происходящего в нем.

Запоминается зрителю и подруга молодости драматурга Мадлена Бежар, которую сыграла Иванова Ольга.  В эпизоде с ее участием мы знакомимся с семейной жизнью автора, он предстает перед нами в качестве обычного человека, не чуждого земной любви и мужским слабостям.

Отлично в постановке представлены участники так называемой «Кабалы Священного Писания». Не случайно в названии фигурирует слово «святоши» – столько явно усматривается здесь сатира на представителей религии. Проповедующие мораль и жизнь в согласии с божьими заповедями, они осуждают Мольера как еретика, но сами ежедневно занимаются интригами и лицемерием. Они легко обманывают мушкетера, натравливая его на Мольера, вынуждают Мадлену принести покаяние и буквально вырывают у нее ее тайну. Отрицая подлинность описаниях своих характеров в «Тартюфе» на словах, собственным поведением монахи подтверждают верность описания их Мольером.

Король (исполняет Кудзин Андрей) представлен властным и неглупым, умеющим оценить талант Мольера, но предпочитающим отказаться от личных симпатий для избегания открытого конфликта с архиепископом. Людовику удобнее притвориться верящим в виновность автора, чем отстаивать его и вступать в борьбу с духовенством. Король также выбирает путь притворства и выражает свое истинное отношение к сложившейся ситуации лишь тем, что холодно отчитывает Муаронна за предательство своему опекуну и отказывает ему в праве быть артистом.

В высшем свете и при дворце лицедейства оказывается куда больше, чем на подмостках сцены. И тут мы понимает подлинное значении аннотации к спектаклю – «Весь мир занимается лицедейством». По сути, весь спектакль-передача конфликта творческой личности с властью, отчаянная борьба за свободу слова. Талантливый автор обречен весть борьбу за свое существование и под гнетом преследования умирает. Финал трагичен, но очевидно, что в условиях подобной тирании и жесткой цензуры иной исход был бы невозможен.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Мария Жидкова • Интернет-портал ТИПИЧНАЯ МОСКВА • 23.01.2019