Приношение Гоголю | Театр на Юго-Западе

Галина Ореханова • газета РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, №9-10 (205-206), май 2009 года • 05.2009

Приношение Гоголю

Главная / Пресса / Сезон 32

21 апреля на сцене МХАТ им. М. Горького состоялась премьера спектакля "Мастер и Маргарита" в постановке Валерия Беляковича, где он выступает не только режиссером, но и исполнителем роли Воланда. В этой беседе Валерий Белякович поделился с читателями Литературной газеты своими раздумьями о работе над этим спектаклем.

- Беседу хотелось бы начать с вопроса, который в обстановке празднования юбилея гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя, надеюсь, не покажется неуместным. Многие театры откликнулись на юбилей писателя премьерными спектаклями по произведениям Гоголя. МХАТ им. М. Горького выпускает "Мастера и Маргариту". Понятно, Булгаков не раз говорил, что он считает себя учеником великого учителя - Гоголя. Можно ли в этой связи говорить о том, что Ваш спектакль по роману Булгакова - это приношение Гоголю к юбилею?
- Хорошо, что вы начали разговор так. Гоголь как автор мне бесконечно близок. В свое время свою режиссерскую деятельность я начинал именно с постановки его "Женитьбы". До сих пор этот спектакль в репертуаре Театра на Юго-Западе. Более того, меня не покидает мысль, что когда "Женитьба" исчезнет из репертуара театра - исчезнет и сам театр. Театр на Юго-Западе работает сейчас тридцать второй сезон, к 175-летию Гоголя мы выпустили "Ревизора". который также остается ведущим в репертуаре театра. И был спектакль "Игроки" (сейчас законсервирован после смерти Виктора Авилова), и еще, когда я учился в ГИТИСе, я делал потрясающий отрывок под руководством Бориса Ивановича Ровенских. Так что Гоголь течет во мне по всем жилам. Выше Гоголя для меня нет писателя в русской литературе. И даже если бы Булгаков не говорил, что он ученик Гоголя, его проза свидетельствует, что он продолжатель его явный, конкретный, очевидный, только на другой ступени  развития русской литературы. Наш горьковский МХАТ мы с уверенностью можем назвать домом Булгакова (здесь идут "Полоумный Журден", "Белая  гвардия", "Зойкина квартира", "Комедианты господина..."), и, конечно, постановку спектакля "Мастер и Маргарита" мы воспринимаем, как приношение Николаю Васильевичу Гоголю к юбилею.

- В этой связи хотелось бы, чтобы Вы определили, какую мысль считаете главной в своей новой постановке - мысль, пронизывающую все сценическое действие.
- В "Ревизоре", как известно (кстати, я ставил его даже в Америке, в Чикаго), приходит ревизор. Какой он? - нам не известно. Но он приходит. Ре-ви-зор! И я думаю, что путешествие Воланда в Москву - это явление Ревизора, и предпринято оно для того, чтобы посмотреть, как изменились внутренне люди. Ведь потребность внутреннего изменения в наших душах чрезвычайно велика, и если это изменение не происходит, то его надо побуждать! Явление Воланда - это попытка осмыслить, каковы сегодня в человеке ведущие нравственные позиции. Я считаю, что это одна из важнейших тем нашего времени: человеку необходимо внутренне меняться, развиваться под влиянием времени и обстоятельств.

- В МХАТе им. М. Горького существует традиция: прежде, чем пьеса принята к работе, проводится читка перед всем составом труппы. Когда вы читали свою инсценировку, вы сыграли роль каждого персонажа, это была объемная, фантастическая актерская работа. Но была и еще одна вещь, которая произвела не меньшее впечатление: вы сумели создать гармоничное полотно, в котором исторические персонажи как бы "переливались" в персонажей России ХХ века, они явились словно бы продолжением духовного развития исторических персонажей. Люди, которые жили и страдали на заре христианства, оставили свой след в душах тех, кто жил в начале ХХ века, когда официальная пропаганда отменила христианство, но внутренняя жизнь людей продолжала существовать по христианским законам. В вашем спектакле это звучит явственно, и этим он интересен.  В вашей режиссуре роман представляется как единое спрессованное тело - в нем нет ни вставных новелл об историческом прошлом, ни реалий России ХХ века. В вашей подаче это единый организм, крепко внутренне связанный.
- Да. Я старался сделать именно так. Но заметьте, я оставил (при всем богатстве линий романа) только то, что имеет отношение к развитию драматического сюжета. Я отсекал какие-то лишние для спектакля вещи, например, картины, характерные для Москвы 30-х годов. Считаю, что достаточно одного Степана Лиходеева как символа эпохи. Я целенаправленно выхожу на линию Мастера, потому что как режиссер  убежден, что роман - это одно, театральная драма - другое. Литература - это совсем другой жанр искусства. Вы правы, когда говорили о внутренних связях спектакля. В нем три главные составляющие: историческая, команда Воланда и линия любви Мастера, и все они тесно переплетены. Я исходил из главного закона жизни: даже мертвые живы, пока живущие о них помнят. Мы всегда помним о понтийском Пилате - он для нас не история, он наша жизнь, во всяком случае, для тех, кто читает Евангелие и считает Библию настольной книгой. И вообще - что считать историей? Это тоже не праздный вопрос. В живых уже давно нет моей бабушки, но она всегда со мной, и какая разница, умерла она десять, двадцать лет назад, или две тысячи?

- Режиссура Валерия Беляковича неповторима. Ее стилистика - воплощение творческого метода. Я люблю философско-символический образ ваших спектаклей, он удивительно точно высвечивает мысль произведений, с которыми вы работаете. Вы поставили на сцене МХАТа им. М.Горького "На дне", "Горячее сердце", "Козьма Минин-Сухорук", "Сон в летнюю ночь".
- Не только. Я начинал с постановки спектакля  "Свалка" по пьесе Дударева, он был очень точным по времени и месту. А "Макбет" с Дорониной? Я ставил "На дне" в Лос Анджелесе, и прокурор города повел меня к клошарам, которые живут так страшно, что если зайти туда ночью - это идти за собственной смертью. А потом он показал дом, где они ночуют. И когда открылась дверь - я ахнул, потому что увидел декорацию своего спектакля. Я понял, что точно уловил внутренний смысл самого явления "на дне". Я видел отверженных в Японии, в Америке, по всему миру. Это космический корабль одиночества отверженности, который несется сквозь века. Я никогда не начинаю спектакль, если я не придумал среду существования. Мне казалось, что я никогда не смогу сделать "Мастера и Маргариту", потому что это невероятно сложная вещь. Но однажды вдруг, во время ремонта, рабочие протащили щиты на крышу. И меня осенило.  Подождите! Повесьте! Ну, конечно же! Я понял, что буду делать спектакль "Мастер и Маргарита". Я нашел декорацию. Я увидел скрижали. Я увидел страницы романа, которые не горят. Мы сделали на них проекции с пометками на рукописях Булгакова и Гоголя - ведь мы же знаем, как выглядят рукописи, например, Пушкина? Это универсальная кинетическая вещь.

- Декорация очень красива, она вся - движение. Через нее проходит герой, скрижали звучат, это впечатляюще.
- Да, это окно. Но это и все, что угодно. Это и колонны во дворце Ирода, но это и гробы, которые отлетают на балу у сатаны. Это многомерный образ.

- Ваши спектакли отвечают тому пониманию назначения художника, которое включает в себя желание нести доброе, вечное. Художник-воспитатель, который не дает в человеке уснуть нравственному чувству. На сегодня это довольно редкое явление. Считаете ли вы необходимым пробудить в зрителе глубинное понимание наследия Булгакова, когда сегодня, в условиях жуткой российской смуты многие потеряли ориентацию во времени, перестали различать грани между добром и злом. Что люди поймут, посмотрев ваш спектакль?
- Спектакль "Мастер и Маргарита" многоуровневый. И буквально каждый зритель будет открывать в нем что-то свое. Я не склонен считать себя сценическим педагогом, хотя закончил пединститут (филологический факультет) и даже работал учителем. Но театр "развлекая, поучает". Конечно, "Мастер и Маргарита" - спектакль - далеко не развлечение. Почему на этот спектакль всегда расхватывают билеты? Вопросов тысячи.

- А может быть есть простое пошлое объяснение: признано и сказано, что "Булгаков - один из лучших писателей ХХ века".
- О нет! Уже в самом звучании "Мастер и Маргарита" искрится какой-то удивительный луч. Что между двумя этими словами есть. И любовь, и надежда, и борьба, и отчаянье, и трагедия. А что каждый будет оттуда черпать - уже дело вкуса. Я для себя хотел бы найти ответ в вопросах Иешуа: "все люди добрые?". Для меня очень важна эта тема. "Настанет время, когда не будет власти, когда человек перейдет в царство Истины". Вечная мечта человечества. Может быть, есть другая власть, которую мы не имеем? Или которую имели? Или которая есть в мире где-то? А власть денег? Пока человечество будет искать идеал, стремится к нему, будет жива надежда,  и человеку хочется жить, Но это только одна из тем спектакля. А Мастер? А его творчество? А тема о том, что Мастер заложник своего таланта - это ли не тема для раздумий? Мастер - мученик. Творчество, искусство - это же страшный крест. И если на тебя это возложено - его надо нести. Есть же люди, которые понимают свое предназначение.

- Да, не каждый через неделю после сложнейшей полостной операции начинает репетиции...
- Это ли не тема для тех, кто живет в творчестве? Да в этом романе что ни копни - и вопросы веры, и самопожертвования, и подлости, наконец...

- Одной из первых серьезных критических работ ученых-литературоведов, появившихся сразу после выхода в свет романа "Мастер и Маргарита" в журнале "Москва", была статья Владимира Яковлевича Лакшина. Анализируя ход беседы Понтия Плата с Иешуа, Лакшин поднимает тему предательства. С вашей точки зрения, не является ли эта позиция наиболее злободневной для нашего времени, когда предают все и вся: коллег, друзей, любимых, наконец, самого себя. И самое страшное, это перестало считаться зазорным.
- Вы помните, Понтий Пилат испугался, когда Иешуа произнес имя Кесаря? Трусость неизбежно рождает предательство. Одно цепляет другое. Прав Лакшин. И это тоже тема спектакля.

- Завершая наш разговор, хочется вернуться к теме "Учитель и ученик". И все же, что считал Булгаков для себя главным в наследии Гоголя: поэтичность, сатирический дар Гоголя, его фантазию или безмерную преданность и любовь к православной России и ее внутренней духовной силе и ее талантливости?
- Вообще-то это вопрос к Булгакову. Но и мы можем сделать свои выводы и предположения. Для меня талант Гоголя необъятен. Я всегда удивлялся, как он глубоко понимал и чувствовал Россию. Кто водил его рукой? Потому что писатель - это тоже прежде всего проводник. Что есть талант? И какая в нем антенна, которая улавливает суть явлений жизни? Булгаков, как и Гоголь, обладал способностью улавливать что-то и необычное, и существенное в окружающей его жизни. И даже то, что оба они прожили недолгие жизни - их соединяет.

- В недавней публикации "ЛГ" о Гоголе академика Н.Н. Скатова прозвучала мысль о том, что черты, открытые Гоголем в русском человеке, живы и поныне. Есть этот дар в Булгакове?
- Давайте положимся на суд времени. Проходят годы, а талант Булгакова укрупняется, завоевывает все большие умы и души, и за эту возможность вести внутренний диалог с талантливейшим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым мы должны быть ему бесконечно благодарны.

*******************************

  Спектакль "Мастер и Маргарита", созданный Валерием Беляковичем, отличает глубинная внутренняя гармония, где широкое полотно русской жизни представлено в неразрывной внутренней связи с духовной историей человечества.
По мысли режиссера Воланд - это ниспосланный свыше ревизор, призванный увидеть и понять, к чему пришли люди в ХХI веке?
Блистательный текст романа волею мастерства актеров и режиссера прожигает сознание зрителя, подводя к неведомым доселе открытиям.
Этот спектакль - праздник сцены, насыщенный искрометной фантазией, глубиной постижения булгаковского текста, всепроникающей музыкой и яркой театральностью.
Сценическое прочтение явлений современной русской жизни призвано ответить на вопрос о том, каково состояние общества, в котором живем, увиденное через призму гениального русского романа.

Галина Ореханова • газета РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, №9-10 (205-206), май 2009 года • 05.2009