Елена Мовчан • журнал «Страстной бульвар, 10», №6-146, 2012 года • 06.2012

Роль второго плана

Главная / Пресса / Сезон 35 (2011/2012)

Роль второго плана. Эти слова звучат на всех мировых кинофестивалях: «За роль второго плана приз присуждается…» И очень часто получать такой приз выходят самые известные артисты, звезды мирового кинематографа, великие театральные актеры. И удивляться тут нечему: ведь иногда «роль второго плана» в исполнении талантливого артиста – как в кино, так и в театре – может затмить и главную роль. Однако не в этом состоит цель исполнения так называемой второстепенной или эпизодической роли. Театр, как и кино, искусство ансамблевое, и каждый инструмент в этом ансамбле должен донести свой звук, не перекрывая звуки других инструментов. Не перекрывать, не «тянуть» на себя – одна из самых важных и очень нелегкая задача актера второго плана. И среди основных для такого актера качеств должны быть такт и чувство меры. Эти качества в высшей степени присущи замечательному артисту, «мастеру эпизода» Олегу Задорину.
Олег Задорин – один из старейших актеров театра на Юго-Западе, он работает здесь с момента основания театра и является одним из создателей этого уникального коллектива. Все основоположники театра, они же первые актеры, были в пору его создания очень молоды, а Олег Задорин, наверное, моложе всех.  Во всяком случае, именно так он выглядел. Этот-то его «детский вид», соответствовавший образу 14-15-летнего подростка, определил его амплуа. Роли, которые он играл в первых спектаклях, были роли мальчишек, подростков. Театру не пришлось для воплощения этих ролей переодевать худеньких актрис маленького роста в мальчишеские штанишки и футболки, актрисы-травести здесь не понадобились. Роли мальчиков и подростков успешно и очень достоверно играл Олег Задорин. Его Витя в «Старом доме» А. Казанцева и Дима Корешков в «Самозванце» Л. Корсунского были, как теперь говорят, «реальные пацаны». Не вызывали сомнения не только их пол (не девочки играли) и возраст, но и манера поведения. И причина этой достоверности была не только в том, что Олег Задорин того времени еще не очень далеко отошел от своих героев-мальчишек по возрасту и не успел забыть их повадки и манеры, но главным образом в том, что он уже был артистом и эти мальчишеские повадки и характерные черты умел обобщать, умел превращать «реальных пацанов» в типы, в образы. Конечно, легче было играть юных современников, чем героев, пришедших из других исторических эпох, других социальных групп и даже других миров: Глова-младшего из гоголевских «Игроков», Алешки из «На дне» М. Горького, Мальчика из сказочного «Дракона» Е. Шварца. Тут уже от артиста требовалась не только хорошая память и способность к обобщению, но и фантазия, творческое воображение. Этими качествами таланта также щедро одарен Олег Задорин.
Шли годы, и Олег рос – и профессионально, и физически. Роли мальчиков-подростков уходили в прошлое, и артист перешел в другую категорию – он стал великолепным актером второго плана. В новой постановке «Дракона» Задорин уже не Мальчик (так и хочется сказать – «но муж» - и это действительно так), в Первая голова Дракона. Это серьезная роль, которая требует глубокого проникновения в текст и большой убедительности, чтобы очень важный для всей концепции спектакля текст  донести до зрителя. «В «Сне в летнюю ночь», спектакле по мотивам комедии Шекспира, Задорин – фавн. Поэтичность и тонкость этого необыкновенно красивого спектакля во многом зависит от роли, в которой лиризм сочетается с комизмом и где от актера требуется особая, очень мягкая пластика. И он словно бы рисует свою роль легкими штрихами и светлыми красками. Все эпизодические роли, в которых выходит на сцену Театра на Юго-Западе Олег Задорин, становятся важными, а эпизоды, в которых он участвует, - значительными. Существуют, однако, такие спектакли, в которых невозможно выделить главных героев, где их в сущности и нет. Такова последняя премьера Театра на Юго-Западе – «Баба Шанель» Н. Коляды. Все герои этой пьесы – одинаково главные, и Нина Андреевна в исполнении Олега Задорина порой кажется «первой среди равных», настолько ярко он преподносит зрителю образ этой бабушки из художественной самодеятельности.
Талант Олега Задорина многогранен: ему одинаково хорошо удаются и комические роли (Добчинский – «Ревизор») и драматические (Хромой – «Собаки» К. Сергиенко), и лирические (Воскресенье – «Белоснежка и семь гномов»).
Многогранность – одно из определяющих качеств актера Театра на Юго-Западе. Здесь всегда ценилось умение легко переходить от комического к трагическому, одинаково убедительно и с полной отдачей играть и драматические, и комические роли. Способность к быстрому переходу от драмы к комедии, от лирики к фарсу, от легкого юмора к гротеску, естественная пластика, подвижность всегда были и остаются отличительными чертами актера Театра на Юго-Западе, как бы фирменным знаком школы Валерия Беляковича. Эту школу с первого дня на сцене театра проходил Олег Задорин, и он один из лучших представителей югозападной школы.

Елена Мовчан • журнал «Страстной бульвар, 10», №6-146, 2012 года • 06.2012