Сезон 16 (1992/1993)

Главная / Сезоны / Сезон 16 (1992/1993)

Информация:

Сезон 16  (1992-1993)

1992 - первый год постсоветской эпохи, страна встраивается в мировые  политические процессы исходя из новых условий игры. В Карабахе полыхает война, война в Югославии, в Приднестровье, грузино-осетинский конфликт, гражданская война в Алжире, беспорядки в Южной Африке, гражданская война в Таджикистане, в Анголе, в Сомали. Эрих Хонеккер, бывший руководитель Восточной Германии, вынужден покинуть здание посольства Чили в Москве и предстать перед германским судом в связи с обвинением в непреднамеренном убийстве людей, которые пытались покинуть Восточную Германию, тайно перебравшись через Берлинскую стену. Президентом США становится Билл Клинтон.

14 августа Борис Ельцин издаёт указ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров). В ходе ваучеризации те, кто оказались близко к власти, делят наследие Советского Союза по своему усмотрению. Со стороны обывателя это выглядит так: когда о ваучерах объявили  – на эти деньги можно было купить сапоги, пока выпустили, пока раздали на руки – хватило на бутылку водки. А те граждане, которые ваучеры не продали, а попытались вложить в свежеиспеченные предприятия, которые потом развалились, просто ничего не получили. Жириновский размахивающий своим ваучером перед камерой:  «Чубайс подохнет, на гроб приклею!» - главный мем того времени.
В октябре Сергей Мавроди регистрирует АО «МММ». Эту финансовую пирамиду рекламирует по телевизору Лёня Голубков. Можно обвинить поддавшихся рекламе людей в стремлении к легкой наживе, напомнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но необходимо помнить, что этим людям негде и некогда было развить чутьё на финансовые махинации. Они вчера жили в стране, в которой государство отвечало за то, что показывают по телевизору.

Правят бал криминальные группировки, бандитские разборки набирают обороты. Даже никак не связанные с криминалом обыватели знают, где чья зона ответственности, где рулит солнцевская братва, а где ореховские.
Город Москва ищет новые возможности для развития. В июне начинается эпоха Юрия Лужкова, он становится градоначальником. В том же месяце демонстранты, называющие себя патриотами, осаждают телецентр Останкино. С тех пор значение слова «патриотизм» размывается, каждый вкладывает в него смысл на свой вкус. Вводится единый плавающий курс рубля по отношению к доллару, отменяются ограничения на продажу валюты частным лицам, начинается эра обменников, они будут расти как грибы по всему городу. Горожане собирают деньги на восстановление храма Христу Спасителю. Москву наводняют наркодилеры. В Тропарёво, к примеру, продают дешевый героин высокого качества. Молодежь подсаживается, дилеры поднимают цены, зависимые начинают колоться тем, что варят сами. Половина сядет, половина умрёт. Такова будет цена стремительной либерализации и демократизации. А между тем в Великобритании сотрудниками компании Sema, работающей в сфере мобильной связи, отправлено первое в мире  SMS-сообщение: «Merry Christmas». Знаменитый юго-западный розыгрыш того времени: в большой компании человек хвастается своим пейджером, объясняет, как работает этот модный девайс, Вячеслав Гришечкин выходит из комнаты, звонит телефонистке и диктует сообщение для хвастуна. Пейджер пикает, его владелец со значительным видом  поясняет собравшимся, что видимо его вызывают на работу, и зачитывает вслух сообщение: «Где деньги за кокаин, сука?». Занавес.
В декабре начинается конституционный кризис, Виктор Черномырдин становится председателем правительства. Виктор Степанович:  «Наша непосредственная задача сегодня — определиться, где мы сегодня вместе с вами находимся».

Квентин Тарантино выпускает в свет «Бешеных псов», Френсис Форд Коппола – «Дракулу», Пол Верховен – «Основной инстинкт». Кевин Костнер блистает в «Телохранителе», Аль Пачино - «Запах женщины», Мел Гибсон – «Смертельное оружие-3», Роберт Дауни-младший – «Чаплин». Новости из мира музыки: Курт Кобейн (лидер группы «Нирвана») женится на Кортни Лав (вокалистка «Hole»). «Аквариум» выпускает «Русский альбом», ДДТ – «Актриса Весна». Самые успешные хиты года:  Will Always Love You (в исполнении Уитни Хьюстон) и  Smells Like Teen Spirit (Курт Кобейн). Новости из мира литературы: Василий Аксёнов публикует свой роман «Московская сага», Андрей Вознесенский – сборник стихов «Видеомы».
Заканчивается високосный 1992 год, 1 января 93-го Чехословакия распадается на Чехию и Словакию, вступает в силу закон о свободном выезде за рубеж для граждан России. 3 января в Москве подписан договор СНВ-II: США и Россия взяли на себя обязательства сократить на две трети число имеющихся ядерных боеголовок. Разгорается Боснийская война. В конце января – война в Хорватии. НАТО бомбит Ирак. В США выходит на экраны последняя серия мыльной оперы «Санта-Барбара» (2137 серий). В России сериал показывают с 92-го, через год перипетии сюжета обсуждают уже в каждой очереди. Продолжается конституционный кризис в России, в марте Верховный совет пытается отрешить президента Бориса Ельцина от власти. Весной война полыхает в Карабахе.  В Азербайджане - военный путч. Курс доллара впервые превышает отметку в тысячу рублей. Граждане пьют спирт «Рояль», от которого слепнут и получают прободение язвы. В каждом московском ларьке продают бренди «Слынчев бряг», количество бутылок явно превышает возможности Болгарии по производству этого напитка.

Вот на таком историческом фоне Валерий Белякович выпускает в 16-ом сезоне три премьеры: «Укрощение строптивой» (24 сентября), «Ромео и Джульетта» (27 октября), «Мастер и Маргарита» (21 мая). Бытовая жизнь так тяжела, что людям в принципе не до театра. А на Юго-Западе -  «лом», свободных мест нет. Социальная жизнь наполнена ненавистью и разобщением, а Юго-Запад по-прежнему – театр-дом, постоянных зрителей только прибавляется, их знают по именам. К Валерию Беляковичу в 90-е приходят проситься в театр люди, которые волею исторических обстоятельств остаются на улице (кто без работы, а кто и в прямом смысле этих слов – без жилья). Театр помогает выжить в те годы огромному количеству людей. Единственный способ не сгинуть в лихолетье – объединяться, при этом именно в эти времена это особенно сложно. Основатель, художественный руководитель, главный и на тот момент единственный режиссёр театра на Юго-Западе остаётся верен своему основному принципу: «Театр – это объединялово страшное».
В трех премьерных спектаклях – одна и та же тема: частная судьба на фоне жизни общества, человек попадающий в «жернова истории», соотношение личной правды и правды общественной… Где-то там угол зрения, выбранный режиссёром. Массовка – едва ли не главное действующее лицо во всех трех спектаклях, недаром Валерий Романович уделяет репетициям общих сцен на порядок больше времени чем репетициям сцен с главными персонажами.  Наталья Старосельская (будущий автор книги «Братство белого ключа. Белякович и его Юго-Запад») пишет в декабре 92-го: «В  «Укрощении строптивой» балом правит толпа – яркая массовка, в которой меткие штрихи дают представление о полноценном портрете почти сразу и достаточно объемно». Исполнители ролей Ромео, Джульетты, Мастера и Маргариты рассказывают, что их сцены репетировали во вторую очередь.

В 16-ом сезоне в труппе театра появляются две новые героини.  Роль Катарины в «Укрощении строптивой» исполняет Ирина Подпокаева: сокурсница Беляковича по гончаровскому курсу в ГИТИСе, звезда русского драматического театра Тбилиси, заслуженная артистка Грузии, пришла на «Юго-Запад», переехав в Москву после трагических событий в Грузии. На роль Джульетты специально приглашена студентка 3-го курса ГИТИСа Карина Дымонт с курса И. И. Судаковой. Наталья Старосельская пишет в газете «Экран и сцена» в 1992 году: «Мне кажется, приход в труппу И. Подкопаевой пойдет на пользу коллективу – откровенно мужскому, с ярчайшими актерскими индивидуальностями, но в каком-то смысле скованному в своих возможностях именно отсутствием яркой героини. Она, к счастью, появилась. И не осталась одинокой – одновременно с ней труппа обрела начинающую актрису, студентку К. Дымонт. Юную Джульетту с распахнутыми глазами, выразительным голосом и (не сглазить бы!) с будущим». Кроме них в театр приняты: Олег Леушин (впервые вышел на сцену в роли Петра в «Ромео и Джульетта») Сергей Неудачин, а ближе к концу сезона Александр Горшков и Ирина Сушина.

В 1993 году Валерий Белякович ставит спектакль  «Ромео и Джульетта» в токийском театре ТОУЭН, во время совместных гастролей двух театров в Японии (на двух языках)  Монтекки играют русские актёры, а Капулетти – японцы. С 10 июня по 13 августа состоялось 42 спектакля. Собирают 2-тысячные залы. Всего будет четыре таких тура. Спектакль покажут в 93-х городах Японии и он будет признан лучшим спектаклем 1995 года (актерам вручат диплом). В общей сложности будет сыграно более 200 спектаклей.
Хориэ Синдзи: «Белякович, как нам показалось, претворил в своей режиссуре некоторые элементы японского национального театра Но. На сцене появляются три женщины в белых масках – их нет в русском варианте спектакля. Их можно назвать своеобразной «приметой смерти», которая всегда витает над любым обостренным конфликтом между нациями. Пластика этих персонажей, так напоминающая условные жесты актеров театра Но, составляет контраст быстрому ритму всего спектакля, характерному для режиссуры Беляковича в целом… Их движения уже сами по себе являлись гротескным отстранением от быстрого темпа спектакля. И нам кажется, что этот гротеск служил, в понимании режиссёра, символом судьбы современного человека, играющего со смертью. Таким образом, красивую классическую трагедию «Ромео и Джульетта» Белякович превратил в страшную гротескную трагедию современности, делая смерть двух влюблённых ещё более «печальной повестью». Именно идея бессмысленности и пагубности противостояния между людьми и народами, и, наоборот, плодотворности их взаимопонимания, и была главной темой совместного японско-русского спектакля» («Победа режиссуры Беляковича в Японии», «Театр», 1994, №3).

Если поводом к появлению на свет спектакля «Ромео и Джульетта» явился полёт фантазии японского продюсера, то в случае со спектаклем «Мастер и Маргарита» ту же роль сыграл отечественный меценат и друг театра Алексей Томисонец.
Театральная критика писала о том, что Белякович увидел в произведении Булгакова важное: это роман грозы, «тут жестяные щиты, придуманные режиссёром вместо декораций, оказываются незаменимы, они гудят и шепчут, гремят и рассыпаются дробью, с их помощью совершается полет фантастической четверки над городом..» (Н.Казьмина, «Призвание – Юго-Запад», с. 152). Зрителям не было нужды быть театроведами, чтобы попасть в резонанс с этой грозой, та повседневная жизнь ощущалась грозовой вне зависимости от времени года на дворе.
Количество спектаклей, сыгранных Юго-Западом дома и на выезде (состояние дел на 1 января 1993 года): 3676.
Пятерка фаворитов: «Дракон» (221 раз), «Мольер» (215 раз), «Театр Аллы Пугачевой» (208 раз), «Женитьба» (206 раз), «Трактирщица» (173 раза).

Анна Киселева

10.12.1992 Две маски

Наталья Старосельская Газета ЭКРАН И СЦЕНА, №49 от 10-17 декабря 1992 года