Информация:

Сезон 5 (1981–1982)

Президент Никарагуа Даниэль Оргтега вводит в стране военное положение. Военный путч – в Гватемале и в Бангладеш. Аргентинские войска высаживаются на Фолклендских островах. Войцех Ярузельский вводит военное положение в Польше, пять тысяч человек взяты под стражу.

Валерий Белякович:
«В конце 1981 года над «Юго-Западом» распростёр свои перепончатые крылышки «Дракон» – трёхголовое чудище из сказки-притчи Евгения Шварца. Премьера «Дракона» совпала день в день с разгромом польской «Солидарности». Успех спектакля был невероятным. Казалось, зрители углядели в нём то, о чём и сами создатели не догадывались. Спектакль пережил несколько исторических эпох – от Брежнева до Путина. В каждый новый период неожиданным образом вдруг начинала доминировать над прочими одна из многочисленных граней и проблем «драконизма» – власти и народа».
(«Призвание – «Юго-Запад», стр.58)

Dire Straits поют про то, что любовь выше золота. Майкл Джексон пугает народы своим «Триллером». В первых строчках британских хит-парадов – Kraftwerk. Пол Маккартни и Стиви Уандер выпускают «Чёрное дерево и слоновая кость». Мировые премьеры: «Бегущий по лезвию» (с Гаррисоном Фордом), «Инопланетянин» (Стивен Спилберг, «Фанни и Александр» (Ингмар Бергман), «Тутси» (с Дастином Хоффманом).
Леонид Ильич Брежнев справляет своё 75-летие. Марк Захаров выпускает премьеру: «Юнона и Авось». В кинотеатрах страны царит Бельмондо («Кто есть кто»). В концертных залах поёт Валерий Леонтьев. В Москве проходит сенсационная выставка: «Москва-Париж. 1900-1930». Впервые русское искусство первых трёх десятилетий ХХ века демонстрируется наравне с французским. Выставку посетили 600 тысяч человек. Люди впервые увидели Малевича, Шагала, Кандинского… Главным сатириком страны становится Михаил Жванецкий: «И самовар у нас электрический и сами мы довольно неискренние».
Двойственность, она же неискренность, прослеживается во всём. Кухонные разговоры продолжают противостоять официальной пропаганде. С одной стороны уже подорвана монополия социалистического реализма в искусстве, с другой стороны запреты никто не отменял. Процветает самиздат, запрещённые книги перепечатывают, фотокопии изданной на Западе литературы хранят в чемоданах. На рынках и вокзалах открываются полуподпольные пункты звукозаписи. Валерий Белякович ставит у себя на Юго-Западе спектакль по Гоголю. Живое и яркое действие обрамляется официально-скучной литературоведческой лекцией.

Валерий Белякович:
«8 сентября 1981 года на «Юго-Западе» была выпущена премьера, на которую ломанулись все перекупщики билетов в Москве, поскольку на сцене летал гроб, и все хотели это чудо видеть. Гроб действительно летал, и это был крутой секрет театра, но и спектакль был выдающийся – впервые на московской сцене были поставлены все отрывки из неоконченной комедии Гоголя «Владимир 3-й степени. «Игроки» были второй частью спектакля, и всё это объединялось занудной «школьной» лекцией о творчестве Гоголя, читаемой по динамику скрипучим голосом; смена эпизодов происходила под электронный ритм ансамбля «Крафтверк» - это был механистический балет людей-манекенов, жертв своих авантюрных страстей». («Призвание «Юго-Запад», стр. 53)
Властям не за что было запрещать Гоголя, но как не запретили Шварца?
Валерий Белякович:
«Сценическая судьба «Дракона» незавидна. На памяти, прежде всего, два запрета – в театре Н. Акимова и в театре «Наш дом». В те времена вообще поговаривали – есть некий список запрещённых пьес и авторов где-то в отделах ЦК то ли культуры, то ли пропаганды, и среди прочих имён вроде Эрдмана и Ионеско, туда был занесён едва ли не Гоголь, ну, а уж «Дракон» Шварца – наверняка…
«Юго-Запад» же в те годы в силу своего окраинного положения являлся своего рода идеологической прорехой в системе московских театров. Его спектакли никто не разрешал к постановке, но никто и не запрещал. Ставили и играли, что хотели, не объявляя ничего заранее и не подавая в общую афишу Москвы свой репертуар. Так нелегалом появился на «Юго-Западе» и «Дракон»».
(«Призвание – «Юго-Запад», стр. 57)

Даже после смерти Валерия Романовича назовут «режиссёром с окраины», и это прозвучит обидно, будто хотят умалить его заслуги. На самом деле в местоположении театра на Юго-Западе – его сила. Его первые зрители – жители этого интеллигентского спального района, они повлияли на судьбу театра, на его репертуарную политику, на всё повлияли. Окраинное положение спасало в советское время от цензуры. В эпоху рейдерских захватов помещений центровых театров, а также их перепрофилирования в развлекательные центры, спасает и от этой беды.
А к пятому сезону зрители уже со всей Москвы тянутся на Юго-Запад.

Из воспоминаний Владимира Коппалова:
«Билеты в театр десять лет раздавались бесплатно. Люди на ночь устанавливали очередь, ночевали в подъездах, чтобы утром получить по два билета в руки – это было золотое время для театральных мафий. Группировки студентов-бауманцев, мифистов, - они приезжали в фуфайках и устраивали «лом», чтобы получить побольше «юго-западных» билетов.
И однажды одна сердобольная дамочка во время очередной раздачи билетов обратилась к очереди и набрала для театра в целлофановый пакетик без малого 80 рублей. Дамочку звали М.Д. Литвинова. Это была известная переводчица с английского языка, профессор Института иностранных языков. Она стала председателем общественно-художественного совета театра и много добрых дел ею было сделано». («Призвание – «Юго-Запад», стр. 58)


В 1981 году в труппу театра был принят Александр Задохин. В 1982 году вернулся из армии Алексей Ванин. Дай бог им здоровья и долгих лет жизни. Замечательно, что их до сих пор можно увидеть на сцене.

Валерий Белякович о жизни театра на Юго-Западе в те дни:
«Все первые сезоны, когда ещё не было гастрольных поездок, В.Р.Б. считал, что совместный отдых благотворно влияет на коллективное творчество и всячески организовывал его – и на лошадях по Абхазии, и на море по турпутёвкам, и на велосипедах по России, и просто на Истринское водохранилище в выходной день…»
(«Призвание – «Юго-Запад», стр55)

«Театр-дом», «театр–семья» - так он говорил о своём театре.

Анна Китаева

02.05.1982Театр открытых дверей

И. СикорскийГазета СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ, 2 мая 1982 года

16.05.1982Стать актером может любой

Дмитрий ПлотниковГазета МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ №20, от 16 мая 1982 г.

18.08.1981Все билеты розданы

В. КарасикГазета СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, 18 августа 1981 года

11.02.1982Театр-студия на Юго-Западе

Е. СтариковаГазета ЗА ПЕРЕДОВУЮ ТЕХНИКУ, от 11 февраля 1982 года

16.05.1982Stage open to all

Dmitry PlotnikovTHE MOSCOW NEWS, №20, Sunday, May 16, 1982

16.04.1982Знакомство

А. Савченко-БельскийГазета БАУМАНЕЦ, 16 апреля 1982 года